LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Общение как танец. Учимся обнимать словами

А‑а‑а‑а! Даже не замечала. Вроде бы была неподвижна. Нет, иногда, раньше, я могла обогнать партнера. Что же делать, если он не чувствует музыку и ритм так проникновенно, как я? Я‑то лучше знаю, как надо слиться с музыкой. Но сейчас‑то вообще на двух ногах стояла как вкопанная.

Оказывается, женщина в аргентинском танго доверяет партнеру и идет туда, куда он ее ведет. Не суетится, а спокойно ждет, когда мужчина задаст направление. Она просто стройна и расслаблена, никуда не стремится, никуда никого не тянет в светлое будущее. Он решает, какая фигура будет выполнена в следующую секунду и в каком направлении увлечь партнершу. Она же (в данном случае я) всего лишь женственна и готова следовать за ним. Пауза перед началом – едва уловимая точка отсчета, когда никто никуда не двигается, желания в балансе и скрыты, но роли уже определены.

Женщина идет за импульсом, который ей дарит мужчина, она струится рядом, украшает реальность движением изящных рук, ног, шуршанием платья, провокационной мыслью… Мужчина решает. А женщина доверяет и …позволяет решать.

Чтобы сделать верный шаг в общении, так же важно, как в танце, найти точку опоры, понять, с какой ноги будет шаг и куда устремится вес тела. Сонастройка партнеров незаметна внешнему наблюдателю. Кажется, что они замерли в неподвижности. На самом деле они определяют, с какой ноги сделать шаг, чтобы двигаться вместе. И мы начнем с подготовительной точки.

 

Глава 1. Почему слова проигрывают жестам

 

Началось все многие тысячи лет назад с когнитивной революции, которая позволила животному, похожему на обезьяну, стать одним из видов человека и распространиться по всему земному шару. Эволюционным преимуществом вида homo sapiens стало умение сплетничать. Да‑да! Это, конечно, некоторое упрощение. Умение обсуждать между членами племени не только процесс забивания мамонта, но и судачить об эмоциях, отношениях, событиях. Простыми словами – умение делиться смыслами позволило человеку стать царем природы.

Время шло, люди жили, общались, технологии развивались. Пришел XXI век, век технического прогресса. У людей появилась рука, удлиненная на габариты смартфона. Процесс общения претерпел серьезные изменения. О чем люди судачили в прошлом? Об удачном знакомстве, семейном обеде, на котором был гусь с хрустящей корочкой, о яблоках, удачно спрятавшихся внутри гуся, делились впечатлениями о морском бризе, стуке колес и запахе акаций.

Сейчас обо всем произошедшем мы узнаем в первую минуту после пробуждения, посмотрев на экран смартфона. Раньше мы встречались и рассказывали приятельнице о своей личной жизни. Сейчас – в режиме реального времени листаем ее сториз и примерно понимаем, где она находится, чем увлечена, в кого влюблена. Кажется, что встречаться и обмениваться фразами совсем не обязательно, все и так все знают друг о друге.

Но, оказывается, смысл общения состоит в том, чтобы рассказать о вчерашнем спектакле, добавляя подробности о себе, о своем восприятия происходящего, передать чувства, эмоции. В живом общении фокус смещен со сцены, где играли актеры, на человека, который смотрел на сцену, а теперь рассказывает о своем впечатлении. Мы обмениваемся не словесными конструкциями, а смыслами, которые позволяют чувствовать, что мы существуем. Это как после ковидных ограничений, женщина идет в магазин, чтобы доказать себе, что она есть в этом мире, что она видима продавцом, мужчиной в приоткрытом окне автомобиля, другими людьми на тротуаре. Вовсе не для того, чтобы купить (в эту секунду она осторожно трогает нежное кружево бюстгальтера), а для того, чтобы зафиксировать свое существование.

Для коммуникации мы пользуемся двумя сигнальными системами. (Понятие сигнальной системы высшей нервной деятельности ввел И. П. Павлов в 1932 г.) Первая сигнальная система более древняя, присуща и животным, и человеку. Это сумма движений мышц в ответ на раздражитель. Вторая сигнальная система – умение реагировать на раздражители с помощью слов.

Общаемся мы с рождения. С 3 месяцев ребенок осваивает эмоциональное общение, простейшую жестикуляцию, а к году жизни переходит к вербальным контактам.

Первая сигнальная система, тактильная, более честная, потому как она более древняя. Прикосновения, объятия младенец испытывает и понимает без слов. Именно поэтому нам легко «считывать» друг друга прикосновением в танце. Связь проходит через соединенные руки. Так мы сообщаем свои желания, чувствуем настроение друг друга и импульс от партнера. Когда мы переходим от учебного положения рук к тесному объятию, площадь соприкосновения тел увеличивается, мы еще лучше понимаем друг друга.

Слова же, как более поздний конструкт, обращены к несовершенному мозгу и принадлежат второй сигнальной системе. Обучение человеческой речи происходит постепенно. Слова нужны, чтобы выживать среди сородичей и удачно «охотиться». По мере взросления мы перенимаем умение вкладывать в слова дополнительные смыслы, вуалировать свои чувства, учимся защищаться или нападать без физического контакта.

Для лучшего понимания и безопасности нам необходимо считывать невербальные древние сигналы тела и расшифровывать смыслы, завернутые в словесную мишуру.

Поскольку мы стали реже встречаться, чтобы попить кофе или поработать в одном офисе, (к тому же в России не принято близко подходить друг к другу, дружески обниматься, даже рукопожатие используют в основном мужчины), то невербальные сигналы отходят на второй план, слова используются чаще прикосновений. Поэтому они должны филигранно точно доносить мысль.

Общение разделяется на фронтальную коммуникацию, когда все молчат, а один человек говорит (слова говорящего направлены всем слушателям), и диалог, когда трансакции (реплики) идут поочередно в виде обмена информацией.

Существует также деление на виды общения по целям: деловое, социальное, имиджевое. Рассмотрим их внимательней.

 

Деловая коммуникация

 

Ее целью является получение прибыли. Различные переговоры, телефонные звонки клиентам и партнерам, установление взаимовыгодных отношений. Практики делового общения развиты колоссально, их целью является продажа какого‑либо продукта или услуги.

Слово «продажа» несет в себе негативный оттенок для людей, родившихся до распада СССР. В эпоху товарного дефицита навык «достать» нужный товар был важнее умения завершить сделку. Убеждением мало кто владел, а потому многие продавцы были навязчивы и агрессивны. Люди не любят, когда им продают, но они с удовольствием покупают что‑либо.

На самом деле «продажа» – всего лишь талант изменить мнение собеседника, убедить в чем‑либо отличном от прежнего его суждения. Всего лишь! А сколько копий сломано на поле сражений за свое мнение, сколько отношений разорвано из‑за неграмотного насаждения своего видения потенциальному покупателю, будь это даже лучшая подруга.

TOC