LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Речевая ритмика. Занятия по развитию речи детей в движении

Книга: Речевая ритмика. Занятия по развитию речи детей в движении. Автор: Эльвира Александровна Шевченко

Речевая ритмика. Занятия по развитию речи детей в движении

 

Автор: Эльвира Александровна Шевченко

Дата написания: 2021

Возрастное ограничение: 0+

Текст обновлен: 10.03.2023

 

Аннотация

 

Содержание данного практического пособия включает в себя игровые занятия, направленные на нормализацию крупной, мелкой, артикуляционной моторики, формирование правильного звукопроизношения, постановку речевого дыхания и голоса, развитие «чувства языка» и устной речи в целом, активизацию высших психических функций, укрепление физического здоровья детей. Материал может быть использован как для профилактики возникновения проблем в развитии детей дошкольного возраста, так и для коррекции уже имеющихся недостатков. Рекомендован для детей 4 – 5 лет. Рассчитан на один год обучения. Пособие адресовано логопедам, воспитателям детских садов, педагогам детских развивающих клубов, специалистам дополнительного образования, работающим с детьми дошкольного возраста.

 

Эльвира Шевченко

Речевая ритмика. Занятия по развитию речи детей в движении

 

За последние годы, как отмечают специалисты коррекционной педагогики (логопеды, психологи, дефектологи), выросло количество детей дошкольного возраста с проблемами в развитии, испытывающие трудности в усвоении программ обучения и социальной адаптации.

Дети с особенностями в развитии утомляемы, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с ослаблением их физического здоровья. У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и чёткость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации, недостаточность силы, точности движений, их неполный объём. Имеют место проблемы в становлении речевой, интеллектуальной, эмоционально‑волевой сферах. Снижены показатели в развитии слухо‑речевого внимания и памяти, мелкой моторики, зрительно‑двигательной координации.

Лёгкие нарушения развития маскируются возрастными особенностями дошкольника, однако с началом обучения в школе эти нарушения могут привести к затруднению в той или иной степени адаптации ребёнка к школе, ограничить возможности его обучения.

Современная практика дошкольного образования диктует необходимость организации образовательной деятельности с детьми в форматах, которые несут в себе, не только развивающие цели и задачи, но способствуют преодолению имеющихся трудностей, учитывают особенности психофизического развития ребёнка, его индивидуальные возможности, обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальной адаптации.

Ведущей технологией в дошкольном детстве, позволяющей стимулировать познавательную активность ребёнка, поддерживать интерес к предлагаемому виду деятельности, реализовывать его возрастные потребности, как мы знаем, является – игра.

Логоритмика, как система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног и т.д.) сочетаются с произнесением специального речевого материала, соответствует предъявленным требованиям и довольно успешно используется коррекционными педагогами.

Многолетний опыт работы с детьми подтвердил эффективность развития речи дошкольников в сопряжении с их двигательной активностью в различных видах игровых упражнений.

Практическое пособие «Речевая ритмика» включает в себя занятия, направленные на нормализацию крупной, мелкой, артикуляционной моторики, формирование правильного звукопроизношения, постановку речевого дыхания и голоса, развитие «чувства языка» и устной речи в целом, активизацию высших психических функций, укрепление физического здоровья детей.

Каждое занятие включает в себя следующие типы движения: основные движения, общеразвивающие упражнения, подвижные игры.

Основные движения укрепляют и развивают мышцы, улучшают работу сердечно‑сосудистой и дыхательной системы, способствуют укреплению нервной системы, благотворно влияют на соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга, что создаёт у ребёнка уравновешенное нервно‑психическое состояние.

Общеразвивающие упражнения всесторонне воздействуют на организм детей, приучают их к точным и чётким движениям, выполняемым в определённом темпе и ритме.

Подвижные игры развивают инициативу, активность детей, являются наиболее эффективной формой преодоления недостатков двигательной сферы у дошкольников.

Использование спортивного инвентаря (гимнастические палки, фитболы, кирпичики для детской йоги, обручи, нудлы), не только вносит разнообразие в занятие, но и даёт дополнительную нагрузку на разные группы мышц, что положительно влияет на общий оздоровительный эффект.

Речь с движением, позволяет совершенствовать артикуляционный праксис и устную речь в целом, формирует слухо‑речевое внимание, память, фонематический слух, заметно улучшает ориентацию ребёнка в пространстве, регулирует мышечный тонус, развивает чувство ритма, моторную сферу. Движения ребёнка становятся свободными, координированными и выразительными, речь чёткой и грамотной, мимика – живой, эмоциональной.

Неотъемлемой составляющей предлагаемых занятий являются артикуляционная гимнастика и пальчиковая разминка, направленные на совершенствование общих движений и положений органов речи, формирование артикуляционных укладов звуков речи, развитие точной и координированной работы пальцев рук.

Дыхательные и голосовые упражнения создают необходимую базу для развития всей речевой системы.

Чёткость произношения, слоговая структура слов отрабатываются в комплексах тематических чистоговорок, проговаривание которых сочетается с выполнением разных ритмичных действий и движений. Это могут быть: хлопки в ладоши, постукивание кулачками (ладонями) по любым поверхностям, топанье ногами, прыжки, скачки на детских фитболах и т.п.

Координация речи и общих движений или движений кистей рук, нормализует крупную и мелкую моторику, развивают связную речь.

Использование приёма игрового самомассажа повышает эффективность работы по укреплению соматического состояния дошкольников, так как оказывает общеукрепляющее воздействие, мобилизует защитные силы организма, стимулирует его способность к естественному исцелению, способствует психоэмоциональной разрядке, улучшению настроения.

В структуру любого занятия обязательно входит ритуал приветствия. Для дошкольников это важный организационный момент, позволяющий позитивно настроиться на предлагаемый вид деятельности, создать положительный эмоциональный фон для дальнейшей работы.

Релаксация в конце каждого занятия способствует снятию эмоционального и физического напряжения, восстановлению работоспособности организма в целом.

TOC