LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Антихрупкость в IT

Хочу поблагодарить за обратную связь по книге, подсказки, уточнения и помощь Антона Степанова, Алексея Пименова, Михаила Пуляевского, Николая Заостровцева и Влада Зелинского.

 

Структура книги

 

В разделе I – инструменты для управления IT‑продуктами в условиях неопределённости. В разделе II – IT‑архитектура и работа с IT‑системами с точки зрения эффективности достижения бизнес‑целей.

 

В конце книги есть два приложения с дополнительными материалами к каждому разделу. В приложениях я собрал ссылки на свои статьи, интервью и выступления, чтобы вы могли глубже погрузиться в затрагиваемые в книге темы.

 

Необязательно читать последовательно. Для начала можно выбрать наиболее актуальную для вас тему и возвращаться к книге по мере возникновения новых вопросов. Каждая тема – это ключ к большой области знаний. Я даю основы понимания и ви́дения этой темы плюс множество ссылок для самостоятельного изучения и дальнейшего движения в правильном направлении.

 

В сносках довольно много ссылок. Если вы читаете книгу в бумажном виде, то у меня для вас хорошая новость: не нужно набирать длинные ссылки вручную. Перейти по ссылке в сноске можно, написав в строке браузера https://byndyu.ru/footnote/<номер сноски>, и вы перейдёте к статье или видео, на которые я ссылаюсь. Кроме этого, полный список ссылок можно найти на сайте книги https://byndyu.ru/AntifragileIT.

 

Раздел I. Управление IT‑продуктами

 

В этом разделе собраны подходы и принципы, которые помогут выстроить работу компании для создания IT‑продуктов и пригодятся в цифровой трансформации.

 

Глава 1. Кнопочное мышление против целостного IT‑продукта

 

Кнопочные решения портят жизнь разработчиков, пользователей и инвесторов

 

Когда мы общаемся с коллегами, заказчиками и пользователями, я использую фразу «кнопочное мышление». Что я имею в виду?

Синонимами кнопочного мышления можно назвать экранное мышление или преждевременную концептуализацию. Суть мышления кнопками можно раскрыть на десятке примеров из практики, но пока – история, которая наверняка случалась с каждым. Представьте: к вам приходит клиент и рассказывает о падении конверсии на сайте. А вы в ответ: «Давайте кнопку покупки сделаем побольше и поярче!» Что произошло? В бизнесе возникла проблема. Вместо погружения в детали, вместо исследования причин, вы играете с размерами кнопки. Это и есть кнопочное мышление.

 

Откуда берутся кнопочные идеи

 

Практика показала, что есть три типажа людей‑генераторов кнопочных решений. Речь не о конкретных позициях в проекте, потому что лажать может каждый член команды. Программисты, QA, дизайнеры, заказчики, инвесторы и конечные пользователи – потенциальные создатели кнопок.

 

Торопыги

 

Представьте ситуацию, в которой Заказчик приносит проблему. Он делится этой проблемой с Торопыгой. Что делает Торопыга в ответ? Чувствует давление, как будто Заказчик ждёт ответа, причём мгновенно. Пауза затягивается, а ответа в голове не появилось – напряжение возрастает. В своём воображении Торопыга уже видит, как его, беднягу, обвиняют в некомпетентности, и выдаёт первое пришедшее в голову решение. В лучшем случае бесполезное, в худшем – вредное.

Как быть, если вы заметили за собой недуг торопыжничества? Во‑первых, осознайте, что невозможно знать все ответы. Придумывание налету – не признак профессионализма. Во‑вторых, брать паузы в переговорах и на совещаниях – норма. Берёте паузу, идёте думать. Приносите с собой варианты решений, риски по каждому, плюсы и минусы[1].

 

Решалы

 

Решалы – ребята‑профи, которые в IT собаку съели. Спроси – сразу ответят. Хотя и не факт, что за плечами у них серьёзные проекты и десятки лет опыта.

Для Решалы входящие проблемы и задачи видятся типовыми, уже решёнными. По фреймворку Cynefin Framework[2] Решалы видят мир в квадратике Obvious, ну, максимум – в Complicated. Другими словами, у них всегда есть готовое решение, надо только выбрать категорию проблемы. Не понимая того, что они лишают себя шанса преподнести бизнесу проработанное решение и вырасти на новой задаче.

Бизнес‑решала пострашнее Разработчика‑решалы, потому что любит проталкивать Pet Features в продукт. Pet feature – это такие любимчики, как милые домашние питомцы, цель их существования в продукте неясна, но они почему‑то по душе тому, кто платит за разработку.

 

Спасители

 

Неожиданно в голове у человека появляется чувство, что если он не поднимется с колен и не поведёт за собой команду, то конец проекту, продукту и даже компании. Он берёт на себя роль Спасителя, поднимает флаг и ведёт людей за собой. Спасители мыслят кнопочно с особым фанатизмом.


[1] Александр Бындю. Проблем быть не должно, https://byndyu.ru/footnote/1

 

[2] Cynefin framework, https://byndyu.ru/footnote/2

 

TOC