LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Научный Герметизм, или Герметическая Наука. Теория и практика всеобъемлющего учения о Природе, Космосе и Человеке (издание второе, расширенное и дополненное)

Знакомиться с Герметическими Принципами и изучать их эффективнее всего именно в той последовательности, в которой они изложены.

 

1. Принцип Ментализма

 

 

«Всё есть Мысль». «Вселенная представляет собой мысленный образ».

Кибалион.

 

«Если внушить одну и ту же иллюзию нескольким людям – так, чтобы они разделяли её полностью, – для них она станет реальностью уже не субъективной, а объективной. Общей для всех. Это будет реальность, где они окажутся вместе. Они вступят в общение и начнут обсуждать свою коллективную галлюцинацию, укрепляя её каждой связанной с ней мыслью и сказанным про неё словом. Чем сильнее они будут убеждены в её подлинности, тем прочнее и непоколебимее сделается их новый мир» (Виктор Пелевин).

Фундаментальная философская концепция Герметического учения, изложенная в Кибалионе, заключается в том, что вся вещественная реальность и все внешние проявления и явления, известные под определениями «Материальной Вселенной», «Явлений Жизни», «Материи», «Энергии»…, всё, ощущаемое органами чувств, есть не что иное, как мысленный образ. На языке современной науки это звучит примерно так: весь видимый мир – это мысленная «картинка», «нарисованная» головным мозгом (благодаря сигналам от рецепторов органов чувств) в соответствии с его индивидуальными возможностями, которые, в свою очередь, определяются особенностями строения и способами функционирования этого самого главного органа. Например, животные не воспринимают некоторые цвета и другие очевидные для нас вещи и, наоборот, видят и слышат многое, недоступное для человеческого восприятия. Благодаря современным приборам удалось несколько расширить диапазон чувств, но в конечном итоге никто не в состоянии увидеть реальность именно такой, какой она является на самом деле. Сам по себе, без нашего непосредственного и активного участия мир бесцветен, безвкусен, беззвучен и бесформенен. «Если дерево падает в лесу, и никто этого не слышит, производит ли оно какой‑то звук?» (дзенский коан). Электромагнитные волны разной частоты воспринимаются мозгом как разные цвета, видимый спектр определяет формы и объёмы предметов, и даже физическая масса всех тел, будучи мерой заключённой в них энергии, как выяснилось, является условной и относительной величиной. Именно мы наполняем наш мир всеми оттенками эмоций и ощущений. Иное восприятие создаёт другую искусственную «картинку». В этом смысле Природа непостижима в своём настоящем виде и полном объёме, но можно бесконечно изучать её, создавая различные абстрактные схемы и примитивные навигационные карты для того, чтобы хоть как‑то ориентироваться в окружающей обстановке, однако, всегда в узких рамках органов чувств. По этой причине, например, какие‑то неопознанные объекты, находящиеся вне зоны нашего восприятия, могут иногда внезапно попадать в поле зрения, словно ниоткуда, и также неожиданно исчезать непонятно куда.

Помимо разной «конструкции» мозга на восприятие мира влияет ещё и сиюминутное состояние Сознания, которое, к тому же, постоянно меняется. Но любое состояние ума, включая и бодрствование, есть, по сути, разновидность сна, так как в действительности мы всегда имеем дело только с иллюзией, созданной мозгом на основе представлений, далёких от настоящей реальности. Вдобавок ко всему, информация поступает в мозг дискретными порциями, и он заполняет пробелы «по собственному усмотрению», искусственно формируя неразрывный поток восприятия. Поэтому довольно солидное количество данных нашего Сознания просто не соответствует реальной действительности.

«Представьте себе, что человек едет по городу на машине. За рулем. Город большой, движение интенсивное, но не такое, чтобы нельзя было справиться и ехать без лишних приключений. А теперь представьте, что у водителя закрыты глаза, едет он по несуществующему адресу и в навигаторе у него карта другого города. Единственный его реальный ориентир – слух, и это позволяет ему на отдельных участках пути хоть как‑то следовать общему потоку, ориентируясь на шум других машин и гудки недовольных водителей. Далеко ли он уедет?

Это, конечно же, излишняя драматизация, но представить общее положение дел вполне позволяет. Человек ДУМАЕТ, что находится в одном месте, хотя в действительности находится в другом. Человек ДУМАЕТ, что адрес, по которому он едет, существует, но в действительности его нет. Человек ДУМАЕТ, что знает, как туда добраться, но его карта не совпадает с территорией. И в любой момент он мог бы разрешить все противоречия, если бы просто открыл глаза. Но – внимание! – он ДУМАЕТ, что они уже открыты. Он не осознает различия между тем, что он ДУМАЕТ о мире, и тем каков мир на самом деле. Чистая психиатрия, которая, однако, не диагностируется, потому что все остальные вокруг согласились думать об одном и том же одинаковым образом. А к сумасшедшим причисляют лишь тех, кто видит иную иллюзию, чем та, что мерещится большинству. Иллюзия, которую разделяет большинство, с точки зрения медицины, не иллюзия!

У человека есть очень веские основания думать так, как он привык думать. У него полно аргументов, он всю жизнь так думал, и все вокруг думают точно так же. Но это не делает мнимое реальным. Человек ДУМАЕТ, что внешнее отличается от внутреннего, ДУМАЕТ, что добро и зло существуют, ДУМАЕТ, что семья – это важно. Думает и совершенно не обращает внимание, что все эти категории – лишь его ничем не подтвержденная вера. То, что никогда не было объектом его личного восприятия и не воспринималось никем другим, а только мнилось и предполагалось, подменяет собой фактическую реальность. Человек легко и просто принимает ситуацию, где большая часть его самых главных жизненных ориентиров – всего лишь вера, полученная с чужих слов. Он думает, его глаза широко открыты, и он видит настоящую реальность и самую суть вещей, но в действительности он спит и видит сон о самом себе и своей жизни.

На практическом уровне это приводит к тому, что человек постоянно сталкивается в жизни с противоречиями. Он ДУМАЛ, что семья – это святое, но жена почему‑то уходит к другому. Он ДУМАЛ, что успех – это путь к счастью, но на пике карьеры обнаруживает себя еще более разочарованным. Он ДУМАЛ, что всё контролирует, но жизнь постоянно ускользает сквозь пальцы. Он много чего ДУМАЛ, но обнаружил, что реальность все время диктует какие‑то свои условия, и тогда он чувствует себя ущербным, слабым, некачественным и греховным или же бросается с обвинениями на всё вокруг: это с миром что‑то не так, это люди его не понимают, это обстоятельства неправильно сложились… и так далее. Конфронтация мира представлений с реальностью.

Чем глубже противоречия между тем, что человек ДУМАЕТ о жизни, и его реальной жизнью, тем больше он страдает. В острых случаях это доходит до серьезных психических расстройств, когда вера в свою (мнимую!) правду оказывается столь сильной, что легче сойти с ума, чем от нее отказаться. И если отчаяние наступает раньше сумасшествия, человек начинает искать ответы. Он обращается за помощью к психологии, философии или религии, пытаясь понять, что он делает не так, и почему мир так отличается от представлений о нем. Если он упрям, то ищет способа прогнуть реальный мир под свои фантазии. Если более чувствителен, то пересматривает некоторые из своих ложных установок и снова бросается в бой. Так или иначе, здесь начинается более‑менее осознанная работа над собой» (Олег Сатов).

С. Кернейцу принадлежит такое высказывание: «Время и пространство не имеют никакой объективной реальности, а являются формами наших представлений; они не существуют вне представлений и варьируются, следуя различным планам, то есть, следуя различным порядкам представлений».

TOC