LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Пиковые переживания. Эффекты сна и воспоминаний для молодости, здоровья, творчества

Белый халат, медицинские инструменты, запахи дезинфицирующих средств, фирменные упаковки таблеток у современных людей ассоциируются с ожиданием, что станет лучше. По закону условных рефлексов сами по себе такие сигналы‑ассоциации плюс опыт успешного лечения превращаются в достаточно эффективное лекарственное средство. Кроме того, мощным сигналом служит заботливый вид врача, его уверенность, излучаемый авторитет. Совокупность всех этих моментов действительно способна включать нужные реакции в организме и порождать чудеса исцеления, эффекты плацебо.

Термином «эффект плацебо» называют улучшение самочувствия человека в результате имитации воздействия какого‑либо фактора. Например, под видом реального лекарства больному дается совершенно нейтральное средство.

Опыты с плацебо изумляют: реакции организма зависят от наших ожиданий, закрепленных ассоциациями в памяти.

Так, ещё в 1956 году А. Л. Гамбург изучал влияние названий на действие, которое оказывают на человека растворы кофеина и люминала. Исследования проводились у 20 студентов‑медиков. Студенты находились в состоянии бодрствования и были знакомы с тем, как действует кофеин и люминал. Измерялось кровяное давление и сердечно‑сосудистые реакции после приема препаратов. По условиям эксперимента, когда испытуемым давался кофеин, объявлялось, что это люминал и, наоборот: вместо люминала – кофеин.

В ходе эксперимента у половины испытуемых было обнаружено: название препарата действует сильнее, чем реальные растворы. Если при приеме кофеина говорилось, что это люминал, то реакции соответствовали мнимому люминалу: пульс замедлялся (на 5‑11 ударов в минуту), артериальное давление снижалось (на 10‑15 мм рт. ст.). То же получалось и в случае указания, что дан кофеин, в то время как в действительности был дан люминал (под видом кофеина): реакция отвечала кофеину, а не реально данному люминалу – пульс учащался, артериальное давление повышалось[1].

Сравнительно недавно, в 2010 году, подобные эксперименты, проведенные психологом Алией Крам, вызвали бурю обсуждений в научном сообществе. Описание коктейлей как малокалорийных или высококалорийных оказалось важнее, чем их реальное содержание. Высококалорийные напитки, объявленные низкокалорийными, не утоляли голод у испытуемых и наоборот. Ассоциации и названия неизменно оказывались сильнее, чем реальный химический состав напитков.

Получается, что реакции организма могут быть существенным образом модифицированы через влияние ассоциаций и условно‑рефлекторных связей.

Способны ли закрепленные в памяти ассоциативные связи влиять на молодость?

 

Воссоздание обстановки прошлого делает людей моложе

 

В 1981 году группа мужчин в возрасте за 70 лет под руководством психолога Элен Лангер приняла участие в пятидневном семинаре. Одной группе пожилых мужчин (контрольная группа) предложили вспоминать, какими они были на 22 года моложе. В отличие от них мужчины другой (экспериментальной) группы находились в помещении, где была воссоздана обстановка прошлых лет. Созданные условия визуально и тактильно помогали им перенестись на 22 года ранее, в 1959 год. Они смотрели фильмы и телешоу, популярные в то время. Листали «свежие» газеты, бурно обсуждая новости 1959 года – приход к власти на Кубе Фиделя Кастро, визит в США Генерального секретаря КПСС Никиты Хрущева, спортивные и прочие события[2].

Все пять дней исследователи проводили измерения психологических и физиологических параметров. Измерения показали, что в обеих группах – экспериментальной и контрольной, организм испытуемых помолодел функционально и структурно. Однако мужчины экспериментальной группы (те, которые были окружены обстановкой прошлых лет) улучшили свои показатели здоровья значимо больше, чем члены контрольной группы.

Исследователи отметили изменения в росте, весе и походке. Стали подвижнее суставы, ушла сутулость. Зрение и слух обострились, а мышцы окрепли. Улучшилась память испытуемых, другие показатели их умственных способностей (экспериментальная группа – на 63%, контрольная – на 44%). Как отметили исследователи, мужчины буквально помолодели на глазах за пять дней эксперимента.

 

Это просто поразительно, что творят ассоциации с нашим организмом!

 

Эксперименты показывают реальную силу ассоциаций, которые можно использовать для лечения. Так, Кристофер Спивак – специалист по боли в вашингтонском Национальном военном медицинском центре Уолта Рида разработал необычную методику: он сочетает прием болеутоляющих средств и специальные чувственные ощущения: аромат перечной мяты, яркий вкус конфет или звуки любимой песни. Память связывает уменьшение боли с ароматом, вкусом или звуком. Проходит совсем немного времени, и внутренний фармацевт начинает усмирять боль, просто получив знакомые сигналы. Пациенты вместо болеутоляющих принимают конфеты или ароматы[3]. По всей очевидности, таким образом можно приручить не только обезболивание, но и иммунные реакции, синтез необходимых гормонов.

Ван Эрик, автор книги «Внушаемый мозг», согласился поучаствовать в одном из подобных экспериментов, чтобы проверить силу ассоциаций на себе. К нему подключили электроды и наносили удары током разной интенсивности. Слабый удар ощущался как укол булавкой, сильный вызывал тупую боль, одновременно давящую и жгучую, переносимую с трудом. Перед тем как наносился очередной удар, загорался цвет. Зеленый – когда следовал слабый разряд, и красный – когда сильный. Всего было двадцать четыре разряда тока.

Когда пытка закончилась, экспериментатор показал результаты. Оказалось, что все последние удары, при которых горел зеленый цвет, на самом деле были сильные и должны были вызывать жгучие боли[4]. Но они воспринимались как слабые. Всего двенадцать разрядов и боль оказалась под контролем ассоциаций. Просто удивительно, что такие возможности никто не использует.

 

Влияют ли на наше здоровье ассоциации, связанные с возрастом?

И в наши дни эта область научного поиска практически ускользает от внимания ученых. В то же время существует ряд экспериментов, показывающих важность ассоциаций и бессознательных ожиданий для здоровья и молодости.


[1] Гамбург А.Л. О роли словесного внушения и эффективности действия лекарственных веществ // Журнал высшей нервной деятельности, т.VI, вып.1. ‒ C. 87‑92.

 

[2] См. Диспенза Джо. Сам себе плацебо. Как использовать силу подсознания для здоровья и процветания. ‒ М.: Издательство "Э", 2017. ‒ С. 142‑153.

 

[3] Ванс Эрик Внушаемый мозг. Как мы себя обманываем и исцеляем. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – С. 105.

 

[4] Там же, С. 50.

 

TOC