LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Как помочь ребенку найти свой путь в жизни. Советы для родителей

Еще один путь ранней профориентации – это участие в олимпиадах Национальной технологической инициативы (ОНТИ). Победители и призеры Всероссийского уровня поступают в ВУЗы на бюджет без вступительных испытаний. Это значит, что они проходят вне основного набора.

Конечно, нужно набрать определенное количество баллов на ЕГЭ, чтобы получить проходной балл в институте или университете, но, этот балл, все‑равно, намного ниже, чем для ребят, поступающих на общих основаниях.

ОНТИ подходит для тех, кто интересуется точными науками и технологиями, но для гуманитариев тоже есть свои олимпиады. Все они есть в Перечне олимпиад и их уровней Министерства науки и высшей школы. Каждый год Перечень утверждается в конце августа перед началом нового учебного года. Более подробно мы поговорим об этом в главе 8.

Думаю, уже понятно, что в новых условиях развития технологий нужны новые подходы к выбору профессии.

Тем более, что и дети стали совсем другие. У них другие увлечения и игры, другой менталитет.

Если мы с вами играли в подвижные игры на улице, то у современных детей они совсем другие. Новое поколение очень отличается от предыдущего. Эти дети не лучше и не хуже, чем мы были в их возрасте, они другие.

Это поколение родилось и выросло в эпоху интернета, и оно не представляет себе жизни без него. Есть известная шутка, что они родились с гаджетом в руках. Они воспринимают виртуальный мир, как часть реального, там заводят себе друзей, строят отношения, многие начинают зарабатывать.

Зеты (поколение Z), так называют молодых людей, рожденных в период 2000‑2013 года, живо интересуются технологиями, особенно в области IT. Многие из них имеют хобби, и с помощью интернета даже умеют монетизировать его. Они не особенно интересуются классическим образованием, предпочитая находить информацию в интернете или учатся друг у друга.

Им не нравится работа по расписанию, они хотят работать удаленно, имея свободный рабочий график.

Психологи говорят о клиповом мышлении, о том, что им необходима большая мотивация, чем детям предыдущих поколений.

Понятно, что невозможно вести профориентационную работу с таким поколением старыми формами и методами.

Тем более, что требования к современным работникам тоже изменились. Если раньше говорили о наборе необходимых узкопрофессиональных качеств, или, как еще их называют, hard skills (жесткие навыки), то сейчас более важными считаются мягкие, надпрофессиональные навыки (soft skills). Чем больше таких «скиллов», компетенций, навыков, качеств у соискателя, тем проще ему построить свой карьерный маршрут для достижения личностно значимых целей.

В большинстве школ нашей страны есть специально подготовленные люди, психологи и профориентологи, задача которых сориентировать ребенка в мире современных профессий. Однако, родителям тоже не стоит пускать это на самотек.

Само понятие «профориентация» сегодня означает не выбор профессии, как таковой. Это выбор направления, как приблизиться к мечте, цели и т.д.; понимание того, что профессия – это инструмент реализации миссии (которую понимает и осознает человек).

 

 

Поэтому профориентация – это не определение «кем мне стать» на всю жизнь после колледжа или вуза. Это комплексная длительная работа «найти ответ на вопросы» что мне интересно, и о чем я мечтаю, как я могу сделать этот мир лучше, и в чем смысл моей жизни (не только же, чтобы зарабатывать деньги, верно?), какие качества мне важно развить для всего этого, кто и как мне может помочь найти свое предназначение и достичь успеха, какие тренды сегодня, и как я могу (если хочу!) в них найти своё место…

Все это необходимо понимать взрослым, которые находятся рядом с ребенком. Старые методы выбора профессии не подходят для современного рынка труда.

 

Трудность еще и в том, что многие родители либо самоустранились, либо проявляют авторитарность в вопросах профессионального самоопределения своего ребенка.

 

Давно и много работая в системе образования учителем, психологом, педагогом дополнительного образования и методиста, хочу несколько слов сказать в защиту современных подростков. Тем более, что сама являюсь мамой двоих представителей зетов, один из которых в этом году закончил школу и поступил в институт, второй в этом году заканчивает среднюю школу.

 

Именно поэтому тема профессионального самоопределения для меня актуальная.

 

Современные подростки – какие они?

 

 

А теперь давайте вместе подумаем, как изменились дети с тех пор, как вы были ребенком?

 

Речь сейчас пойдет о современных подростках, выпускниках школ. На самом деле, многие из них знают, чего они хотят.

 

Не скажу, что все, но многие знают, что им нравится и чего они хотят, но они не знают, как им добраться до своей работы мечты, осуществимы ли их мечты и желания. Они не знают, как рассказать о своих интересах родителям, чье мнение, кстати, для них очень важно и ценно, так, чтобы их поняли. И не просто поняли, а помогли им в воплощении их мечтаний и желаний. Понимаете, в чем проблема? Об этом с ними и нужно разговаривать вместо традиционных вопросов, как дела в школе, какие оценки получили, и почему три, а не четыре, или пять.

 

 

Родители не всегда понимают, как помочь детям. Предполагаю, что раз вы читаете эту книгу, значит, вам также необходима информация по этому вопросу.

 

 

Возможно, вы даже осознаете происходящие изменения в мире, но не знаете, что делать с этими знаниями, боитесь допустить ошибку или сделать неверный шаг. Особенно, в ситуации, нынешней неопределенности и нестабильности.

 

Конечно, процесс профессионального самоопределения подростков без участия родителей возможен, но может оказаться неэффективным.