LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Как убеждать онлайн. Техники устной и письменной коммуникации

У меня есть ютуб‑канал: я завела его в 2018 году, когда решила начать работать на себя. Написала сценарий нескольких видео о том, как устроен русский язык (для начала решила взять эту тему), наняла оператора и сделала несколько легких и веселых роликов. Оператор мне подсказала, что хорошо бы записать трейлер для канала: видеообращение к подписчикам, где я рассказываю о себе. Но что говорить? По специальности я не работаю, может быть, я блогер? Но с пятью роликами странно называться блогером. Я сказала, что я лингвист, переводчик – ну, и заодно редактор и копирайтер.

Самым просматриваемым роликом был тот, где я говорила, почему слово «звонит» с ударением на О – не такая уж и позорная ошибка.

Но вот что интересно – ко мне пришли не столько подписчики, сколько клиенты. Заинтересованные люди писали мне на почту и вотсап: а вы делаете тексты для сайта? а письма для рассылки? а сценарии для видео? а что вы еще умеете?

Я набрала себе несколько заказов по копирайтингу и редактуре. Поставила стоимость, опираясь на «внутреннее мерило» – с ценами конкурентов не сверялась. Как выяснила потом, мои цены были завышены в 5‑7 раз – но клиенты готовы были заплатить. Те, кто сомневался, присылали мне тестовые задания с отметкой: «Ни у кого не видел/а видеообращения, очень профессионально!»

В дальнейшем я загружала свою видеопрезентацию везде, где было уместно. Когда я откликалась на чье‑то объявление в качестве исполнителя или писала холодное письмо на почту потенциального клиента, то мое видео шло как прикрепленный файл. Как дополнительный аргумент. Как кусочек живого общения в онлайне.

Сейчас я сама ищу исполнителей для проектов и частенько проверяю: есть ли у кого‑то видеопрезентация? Как правило, есть только у тех, кто уже лет 10 в профессии, выступает на конференциях и обладает статусом «звездного эксперта»: число подписчиков в блоге перевалило за несколько десятков тысяч.

Да, многие редакторы, копирайтеры, дизайнеры ведут свой блог, выкладывают сториз – или записывают видео в Инстаграме (Сеть признана экстремистской и запрещена в РФ) и Тик Токе, но, как ни удивительно, эти же люди как будто стесняются записывать видео о себе, где в довесок не идет ни полезный совет, ни призыв скачать бесплатный чек‑лист.

Возможно, по прочтении этой книги или даже раньше вы попробуете записать свою экспертную видеопрезентацию и отправите ее своим потенциальным клиентам или будущему работодателю. Но стоит иметь в виду, что видео мы посылаем не само по себе, а в дополнение к тексту, чтобы у адресата был выбор: прочитать письмо или посмотреть ролик, если есть время. И видео, кстати, может «вытянуть» банальный текст – если оно будет искренним и живым.

Главное отличие видео от публичных выступлений – оно не терпит наигранности. Можно привести аналогию с театром и кинематографом: обращали ли вы внимание на то, как актеры играют на сцене? Все эмоции и жесты показаны преувеличенно, и зрителю это нравится. Вместе с тем понятие «театральности» в кино – это синоним бездарной и фальшивой игры.

В видео от вас ждут максимальной естественности. Но как этого добиться?

У большинства людей первые видео получаются, мягко говоря, неудачные. Мои ролики тоже были так себе (не бояться говорить на камеру и уметь говорить на камеру – две большие разницы!): я порой стесняюсь их пересматривать. Где‑то моя речь слишком быстрая, где‑то сопровождается частыми морганиями или смехом не по делу. Но интересно то, что именно мои неидеальные видео привлекли новых заказчиков – просто потому, что они у меня были.

Поэтому, первый совет – лучше записать видео и не понравиться себе поначалу, чем не записать вообще. Пусть оно у вас будет как ваш рабочий материал. Я не призываю каждого становиться блогером – но навык говорить на камеру сегодня нужен так же, как и навык красноречия. Если это не так, пусть тот, кого ни разу не просили на онлайн‑митинге включить камеру, первый бросит в меня камень.

Поначалу на камеру говорить очень сложно, потому что кажется, что вы говорите в пустоту. Смотреть на свое отражение – не вариант, не будет зрительного контакта с аудиторией. Есть хороший способ: представьте, что обращаетесь к конкретному человеку. Пусть это будет ваш друг. Этот метод – все делать для одного определенного человека – очень хорошо работает. Мы с вами в этом еще убедимся в следующих главах.

Чтобы говорить на камеру уверенно, вам нужно себе понравиться. А это приходит только с практикой. Так вот, пока практикуетесь, обязательно пробуйте разные форматы, чтобы найти лучший: снимайте видео под разными углами, пробуйте планы по пояс и в полный рост. Отмечайте самые выгодные ракурсы и положения, когда на вас направлена камера компьютера (Зум, вебинары), телефона (прямые эфиры в соцсетях) и – продвинутый уровень – профессиональная камера.

И анализируйте каждое ваше видео: записывайте, что вам особенно нравится в вашей речи, а также то, что стоит улучшить. Выписывайте, какие слова‑паразиты и нежелательные действия вы заметили у себя.

Самые частые проявления стресса: частое моргание, суетливая или однообразная жестикуляция (например, когда вы то и дело направляете в камеру указательный палец), облизывание губ или какие‑то движения губами (вытягивание в трубочку, смещение на одну сторону), касание лица и поправление волос. Когда вы говорите, не касайтесь лица и волос – зрителя это будет раздражать.

И самое главное. Перед съемкой видео неоходимо подготовить текст. Не импровизируйте, не сочиняйте на ходу. Составьте структуру, набросайте тезисы, выпишите ключевые моменты, которые должны прозвучать. А вот записывать текст полностью я не советую: есть риск, что вы его зазубрите, и речь лишится естественности, станет монотонной.

Не бойтесь делать запинки. Если ваша речь длится дольше пяти минут, ничего страшного в них нет. Зрителям это нравится, это придает речи естественный и живой характер.

На моем онлайн‑курсе «Говори, убеждай» было вводное задание: записать самопрезентацию: приветственное видео для меня или куратора (в зависимости от тарифа), представиться и сказать пару слов, зачем участник хочет быть убедительным.

 

Примеры ответов участниц моего курса «Говори, убеждай!» (отрывки)

Пример 1: Добрый день! Меня зовут Светлана, и я являюсь руководителем отдела в небольшой компании. Мы занимаемся рекламой, маркетингом. Общение для меня играет важную роль, я провожу собрания часто, и конечно, онлайн по большей части. Но могу признаться, что в Зуме мои сотрудники не запоминают, что я говорю, приходится объяснять по нескольку раз, а потом писать в письме фоллоуап. В жизни все гораздо проще– подошел, объяснил.

 

Пример 2: Привет! Меня зовут Мария, и мне кажется, что я говорю сумбурно. Точнее, не кажется, да, так и есть. Я с мысли на мысль перескакиваю, как будто моя речьбежит впереди меня. Я тараторка и болтушка, и это мешает мне в работе. С другой стороны, с друзьями это весело. Но в работе– нет. Постоянно растекаюсь. И записывать видео мне сложновато, вживую гораздо легче. Хочу научиться, ведь по работе нам приходитсяпостоянно вести переговоры онлайн. Еще я боюсь пауз в тексте: кажется, что нельзя молчать, надо постоянно говорить. И вот я снова тараторю… надеюсь, что скоро от всего этого избавлюсь. Спасибо.

 

TOC