LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Как выжить в стартапе: гайд для сотрудников

Стартап будет культивировать в тебе определённые вещи типа любить и постоянно просить фидбэк по любому поводу, день и ночь думать о метриках, подходить ко всему с точки зрения извлечения выгоды.

Ты будешь видеть, как коллеги вокруг тебя жертвуют своей жизнью (личной и социальной) ради компании и во многом становятся похожи друг на друга как люди.

В один день ты обнаружишь, что все твои коллеги как один смотрят одно и то же, читают одно и то же, играют в одно и то же, одеваются в одно и то же.

Вся твоя среда будет тебя склонять к тому, чтобы уподобляться ей. Тут выбор за тобой.

 

Двоемыслие

Если так случилось, что ты один в один разделяешь видение и мысли фаундеров и топ‑менеджмента, то класс, кайфуй. Но если это не так, то это ещё не повод уходить из стартапа. Можешь развить в себе двоемыслие: в личной жизни ты делаешь и думаешь так, а на работе – иначе.

На работе ты робот, а в жизни человек. На работе метрики, а вне работы человеческие эмоции.

Сходят ли от этого с ума? Не знаю. Фактически тут речь о подходе “работа – это работа, а жизнь – это жизнь”. Замечательный для ментального здоровья, но крайне непопулярный среди стартапов подход, даже если на словах они утверждают обратное.

 

Готовность поступиться этикой

Стартапы одержимы тем, чтобы не прогореть, остаться на плаву и преуспеть. Халява позволяет экономить ресурсы, поэтому они так её любят. Бесплатные услуги, софт, помещения, еду – что угодно.

На алтарь халявы готовы принести и этику. Использовать чужой контент без спроса правообладателя? Обязательно! Инфоцыганить в рекламе, обещая золотые горы на пустом месте? Разумеется! Так много в чём.

Если тебе с этим ОК, то у тебя ничего не ёкнет. Если ты совестливый человек… Будет ёкать так, что ёкалка устанет.

 

Умение “продать” себя, преувеличивать свою важность, заслуги, навыки

Стартапы своим инвесторам постоянно рассказывают сказки про то, чего они уже достигли и ещё достигнут. На конференциях царит такой же ад: откровенный сюр, который там рассказывают, имеет настолько малое отношение к реальности, насколько это возможно, не уходя в откровенную научную фантастику.

Но фишка в том, что и брать к себе стартапы так же готовы тех, кто умеет про себя рассказывать, что он просто космос. Подбери для обычных слов более громкие и/или англоязычные аналоги, и твои шансы многократно возрастут:

 Не “придумал(а)”, а “разработал(а)”

 Не “подумал(а)”, а “сформулировал(а) гипотезу”

 Не “план”, а “стратегия”

 Не “польза”, а “вэлью”

 Не “спросил мнение 4 человек”, а “провёл кастдев/юзер‑ресёрч”

Озаботься этим заранее и составь словарик, чтобы не путаться.

 

Умение не высказывать своё несогласие с фаундерами

Если тебе противно подлизывать жопу фаундерам или другим топ‑менеджерам, то хотя бы научись не высказывать своё несогласие с ними особо активно. Это касается, кстати, не только и не столько рабочих моментов, сколько личных качеств или предпочтений этих людей.

Если ты считаешь, что Тони Роббинс – инфоцыганин из ада, то фаундерам такое мнение лучше не выражать. Только если ты на 100% знаешь, что они ему не поклоняются.

 

Знание своих прав по трудовому кодексу (ТК)

Стартапы терпеть не могут ТК. Ну, то есть, они не против нанимать по нему, но вот увольнять по нему не любят, потому что тогда увольняемым может быть положена денежная компенсация.

Вместо этого, стартапы всех убеждают написать заявление на увольнение по собственному желанию. Потому что тогда выплачивать ничего не надо. Очень удобно.

Знание своих прав по ТК даёт тебе железную перчатку, в который ты сможешь, если что, зажать яички стартапа, который хочет поступить с тобой недобросовестно.

 

Телепатия

Это не шутка и не издёвка. Тебе могут встретиться лиды, которые набирают себе команду не для того, чтобы прислушиваться к ней и достигать цели вместе, а для того, чтобы команда каким‑то образом читала их мысли и делала всё так, как они задумали.

Тебе не показалось: есть тип лидов, которые всегда знают, как лучше (по крайней мере, они в этом убеждены), и твоя роль в реальности сводится к тому, чтобы угадывать их желания и пытаться их воплотить. Опять же воплотить так, как этого хочет лид.

Будет ли лид коммуницировать команде свои хотелки? Не всегда и вообще не факт.

 

Что обещают стартапы

 

Обещать стартапы обожают. Это один из основных видов их деятельности. Делают они это смачно, с самозабвенным удовольствием. Обещают много и разного. Давай разбираться, что к чему.

 

Бесплатные печеньки с чаем

В дремучие времена среди бонусов работы в стартапе любили писать про бесплатные печеньки и чай‑кофе. Когда‑то это было ещё в новинку. Сейчас странно представлять компанию, в которой нет бесплатных печенек и жмотят чай.

Поэтому вот тебе сразу лайфхак: если компания всё ещё указывает бесплатные печеньки и чай‑кофе в качестве бонуса, то либо у них всё плохо с условиями работы, раз больше нечего предложить, либо это объявление висит ещё с 2010‑го года.

 

Киновечера в офисе

Какие‑то компании указывают, что любят устраивать – простигосподи – совместные вечерние кинопросмотры с пиццей. Ну, что тут сказать? Если в тебе играет молодецкая удаль, и ты жаждешь яростно социализироваться с коллегами, то это действительно бонус.

Если же тебе есть с кем смотреть кинчики, то опять же можешь делать вывод, что с бонусами на рабочем месте может быть туго.

 

TOC