Афганский тюльпан
– Ну да, – согласился Миша. – У тебя клёво получается, – добавил он и замер от собственной смелости. Он вообще не думал, что получится перекинуться с ней хоть парой слов.
– Да? – повернулась она к нему и с лёгким прищуром недоверчиво ожидала подтверждения.
– Да. Мне нравится.
– Смотришь, что ли?
– А что здесь ещё делать? – усмехнулся Филатов, хотя ему больше всего на свете хотел пожать плечами и ответить: «Вот ещё надо – смотреть на тебя».
– Смотришь – а сам сидишь и не танцуешь?
– Да я как‑то… Нет, я умею. Просто музыка не такая. Только вот этот «Ёмахо‑Ёмасо» ещё ничего.
– Сам ты Ёмахо, – сердито покачала она головой. – Ты в какой класс перешёл?
– В седьмой, – он был уверен в том, что она сейчас махнёт на него рукой и отвернётся.
– А я в восьмой. И по английскому у меня пятёрка. Ёмахо… Они поют «Ю май хат, ю май соул». Ты моё сердце и моя душа. Запомнил?
Филатов кивнул.
– А теперь честно скажи – танцевать умеешь? – и она пристально посмотрела ему в глаза. Он вдруг вспомнил, как, не задумываясь, ответил вожатому «Нет» на вопрос, знает ли он Марину, и понял, что сейчас соврать никак не получится.
– Не пробовал.
– То есть – нет, – сделала вывод Марина. – А попробовать нет желания?
Миша замотал головой.
– Не моё это, – попытался он ответить по‑взрослому, слегка скривив рот и растянув фразу. – Дрыгаться, руками‑ногами махать…
– А это что? – ткнула девушка пальцем в его постукивающий по перилам веранды в такт музыке палец. – Само? Чисто случайно?
Пришлось сжать непослушные пальцы и спрятать руку за спину.
– Не случайно. У меня мама балетом занималась. По наследству, наверное.
– Ерунда это всё, – сурово произнесла Марина. – А как тебя зовут, кстати? – приподняла она брови. – Я знаю, что ты из нашего отряда, но какой‑то ты незаметный, не пересекались ни разу.
– Миша, – слегка севшим голосом ответил он, и Марина из‑за музыки не услышала и переспросила. – Миша!
– А меня…
– Я знаю, – перебил он. – Знаю.
Марина посмотрела на него оценивающе.
– Как я танцую, смотришь. Как зовут, знаешь. Нравлюсь?
От такого вопроса, в лоб, без всяких увёрток, хотелось незаметно упасть с перил наружу.
– Отвечать будем?
Парень понял, что не сможет издать ни звука, поэтому лишь кивнул – коротко и обречённо, словно признаваясь в ужасном преступлении.
– Тогда встань и иди. И чтобы я видела, как ты танцуешь.
Он покорно слез с перил, но в центр веранды не торопился, начав слегка притоптывать ногой и немного раскачиваться в такт.
– Туда! – ему властно указали направление. – Здесь не считается.
Он отошёл на пару шагов, и его вдруг словно что‑то подстегнуло.
Он продвинулся ещё немного вперёд – и ноги сами совершили интересные ритмичные шаги, приблизив его к остальным. Вдруг вспомнил, как видел маму на праздновании Нового года – она танцевала под «На дальней станции сойду», очень красиво, мягко и в то же время активно, с поворотами, взмахами рук. Она в старших классах школы занималась балетом – сохранились фотографии в альбоме, где она стояла в пачке и пуантах в коридоре бабушкиной квартиры, была очень музыкальной, пластичной, лёгкой, и всегда говорила:
– Ох, Мишка, подрастёшь, обязательно тебе танцевать надо. Я тебе вальс покажу, а там дальше само пойдёт. Девчонки все твои будут.
Он скромно и недоверчиво улыбался, не очень понимая связь между маминым балетом, вальсом и девчонками, но сегодня она вдруг окончательно выстроилась в голове благодаря Марине. Филатов внезапно поймал ритм, вступил в круг – и в это время после не очень интересной песни Юрия Антонова внезапно заиграл Modern Talking.
Это оказалось сильнее электрического разряда. Он повторил по памяти мамины шаги, развернулся и увидел взгляд девушки, направленный прямо на него. В её глазах отчётливо читался вопрос: «И почему ты мне наврал, что не умеешь?»
Он вдруг понял, что на него все смотрят, и сделал шаг вперёд, оказавшись не в периметре, а внутри круга. Мальчишки его никогда не переступали, предпочитая сливаться с цепью однообразно шевелящихся фигур. Филатов был первым, кто нарушил это правило.
Колонки долбили низами в непокрашенный пол веранды – а Миша делал движения, которые даже и представить не мог секунду назад, но они получались, и он был в восхищении и от музыки, и от самого себя, и когда настала пора, он не кричал всякую похожую на английский язык глупость, а пытался петь:
– Ю май хат, ю май соул!..
А Марина смотрела на него немного удивлёнными глазами и жалела, что не сможет станцевать с ним медляк. К концу второго куплета она поняла, что Филатов на неё даже не оглядывается.
3
1988 год
Ещё через два года Миша оказался в пионерском лагере «Океан», где случайно встретился с Мариной. К тому времени они были в совершенно разных весовых категориях. Она перешла в десятый класс, курила в туалете, пользовалась помадой и в целом вела себя вызывающе на дискотеках двух отрядов, своего под номером пять и шестого, в котором был Филатов.
Танцы проходили в холле пятого отряда. Крутил музыку с больших бобин вожатый Олег, очень взрослый, усатый и вечно всем недовольный.
Тогда по всей стране гремел «Мираж». Евродиско немного подвинуло свои позиции, проигрывая великолепной русской попсе – и Олег не был исключением, он тоже ставил «Звёзды нас ждут» и «Видео, видео». Под эти хиты девчонки прыгали чуть ли не до потолка, изображая перед Олегом неподдельное восхищение им и дискотекой. Больше всех старалась Марина.