Академия снов
Конечно, шутка про кресла заставила всех улыбнуться. Кресла и правда были очень удобными и красивыми. Однако, слова о том, что он видел во сне, как тонет девушка, мигом стерли улыбки с лиц одногруппников. В воздухе повисла тишина, лица ребят выражали немой вопрос. И Дима понимал, что именно они хотят спросить. На самом деле, он и сам хотел знать, что это все означает, объяснить все могли только преподаватели, но и они сейчас молчали.
Профессор сейчас был вне себя от восторга. Значит, показания не обманули, это действительно произошло. Но как? Без подготовки, без знаний о природе процесса, без помощи. Это поразительно. Нужно будет еще раз просмотреть все данные, полученные во время выполнения задания, но это потом, а сейчас нужно продолжать, подумал профессор.
– Хорошо, Дима, твой сон мы подробнее разберем, когда дойдем до теории, – на самом деле профессору не терпелось все объяснить, но без знаний основ, его бы попросту не поняли, – у нас еще остался рассказ Ани. Прошу.
После рассказов ребят о своих снах Ане было уже совсем не страшно рассказывать о своем. Она просто поняла, что ее сон ничем не страннее, чем сны остальных. Голос ее по‑прежнему был тихим, но уверенным.
– Уснула я очень быстро. Это у меня хорошо получается. Обычно, я не запоминаю свои сны. Даже думала, что мне ничего не снится. В этот раз я запомнила, что находилась в темном месте. Я видела все как бы со стороны.
В этот момент Аня запнулась, все‑таки сомнения не до конца развеялись. Профессор, конечно, это сразу заметил.
– Аня, может, ты что‑то еще запомнила? Что ты еще видела?
– Да, профессор, я видела его, – Аня очень надеялась, что сейчас она не совершает ошибку.
Рука Ани медленно начала подниматься. Когда она остановилась, ее указательный палец показывал на Диму Котова.
Глава 6. Структура сна
Марина наконец‑то закончила уборку в столовой, поэтому позволила себе присесть ненадолго на стул. Интересно, как там проходит занятие. В ее первое занятие она долго не могла уснуть, очень волновалась. Ей тогда приснилось, что она качается на качелях. Амплитуда становилась все больше и больше. В какой‑то момент она не удержалась на сидении и полетела. Она даже думала, что разобьется, но за секунду до удара об землю она проснулась. Это был первый сон, который она записала в своем дневнике.
Марина шла по коридору в методический кабинет. Нужно было подготовить расписание для новичков. Вдруг она остановилась около кабинета, в котором как раз проходило занятие первокурсников. Что‑то явно было не так, вот только не понятно, что именно. Она подошла чуть ближе к двери, и ее осенило. Из кабинета не доносилось ни звука. Абсолютная тишина. А ведь сейчас по плану должна быть лекционная часть. Что же там происходит?
А в аудитории сейчас будто кто‑то остановил время. Все смотрели то на Диму, то на Аню. Даже профессор был в недоумении, хотя удивить его такими вещами было сложно. Как он мог этого не заметить? Он быстро пришел в себя и вдруг снова достал планшет и вывел на экран два графика. Не прошло и десяти секунд, как его лицо озарила сумасшедшая улыбка. Он в предвкушении потер руки и три раза хлопнул в ладоши, привлекая внимание.
– Вы полны сюрпризов! – его голос чуть не сорвался от возбуждения. – Предлагаю прямо сейчас начать теоретическую часть. Думаю, у всех скопилось очень много вопросов, а ответов на них нет. Пока нет.
Хлопки подействовали на большинство отрезвляюще. Недоумение на лицах осталось, но все потянулись за тетрадями. Правда, писать будет очень неудобно, это все заметили, еще когда сны записывали. Баба Галя как будто прочитала мысли ребят, она нажала на кнопку сбоку подлокотника с прямоугольным значком, справа из сидения выехала панель, похожая на широкую доску. Баба Галя перекинула доску через подлокотник, и образовалась небольшая поверхность, на которой достаточно удобно, как потом ребята убедились, писать. Почти одновременно все проделали эти нехитрые действия и вскоре были готовы.
Дима хотел сейчас провалиться сквозь землю. Даже не зная деталей, он понимал, что все происходящее очень странно. Настолько странно, что даже профессор не сразу понял, как такое могло случиться. Выходит, Дима видел во сне свою тонущую одногруппницу, а его, в свою очередь, видела другая девушка в своем сне. Такое вообще возможно?
– Времени не так много. Начнем, пожалуй, – профессор уже сложил в голове кусочки пазла. Осталось донести информацию так, чтобы все всё поняли. – Я вам уже говорил, что такое сон. Для закрепления повторим еще раз. Сон – это естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир. Также под словом «сон» понимают последовательность образов, которые возникают во время этого процесса. Хочу отметить, сны субъективны. Другими словами, не могут двум людям присниться одинаковые сны.
Когда профессор это сказал, он внимательно посмотрел на ребят, дожидаясь, когда в их глазах отразится понимание сказанного. Он надеялся, что у них получится сделать правильные выводы.
– Сегодня мы коротко рассмотрим структуру сна. А также вы узнаете информацию, которой нет ни в одном учебнике, но именно эти знания помогут нам понять, что именно произошло на практическом занятии.
Дима напрягся. В какой‑то момент он подумал, что, может, лучше ему этого и не знать. Сейчас он прокручивал раз за разом свой сон в голове, и, что самое удивительное, вспоминал все больше деталей.
– Первое, с чем сталкивается каждый, кто хочет уснуть, это переходное состояние между сном и бодрствованием. Снижается мышечная активность, частота дыхания и сердцебиения, чувствуется дремота, которая сопровождается несвязными, порой абсурдными, мыслями, сноподобными галлюцинациями. Все системы организма готовятся ко сну. Этот этап необходим для благополучного засыпания. Так, например, ребята, которые долго не могли уснуть, столкнулись с тем, что они не могли попасть в это переходное состояние. Причины могут быть различными: волнение, перевозбуждение, влияние тонизирующих веществ, холод, страх, громкие звуки и прочие раздражители. Кроме этого, человек может просто не хотеть спать в этот момент. Может, он вообще только что проснулся.
Профессор любил в скучную теорию добавлять свой юмор. Не всегда он был уместен, но сейчас несколько человек улыбнулись.
– Второй этап – неглубокий сон. Практически невозможно распознать в какой момент заканчивается переходный этап и начинается неглубокий сон, потому что нет четкой границы между ними. Более того, если вас в этот момент разбудить, то вам может показаться, что вы даже не спали, точнее вы посчитаете, что почти уснули. Разбудить человека на этом этапе очень легко, пороги восприятия по‑прежнему низкие. Начинают повышаться они только к концу этой стадии. С учетом того, что вы не спали три дня, я не удивлен, что никто из вас не проснулся на втором этапе, даже когда у меня журнал на пол упал. Кстати, это было достаточно громко.
Профессор не уточнил, что падение журнала тоже было частью эксперимента. Нужно было оценить влияние раздражающих факторов. И хоть никто не проснулся, но скачки в показаниях наблюдались почти у всех. Все шло по плану.
– Третья и четвертая стадия называются медленный и глубокий медленный сон. В это время человека разбудить крайне сложно. Основная функция медленного сна – восстановление энергозатрат. Кроме этого, на этой стадии происходит закрепление осознанных воспоминаний. Но самое интересное и важное то, что именно в этот период у человека возникает большая часть сновидений. Правда, есть одна неприятная деталь, почти ничего из этих снов человек запомнить не может. Об этом мы уже с вами узнали чуть ранее.