Академия снов
– В принципе, верно, спасибо, Ирина. Сновидение – это субъективное восприятие образов, возникающих во время сна. Причем во сне можно не только что‑то увидеть, но и услышать, почувствовать вкус и запах, ощущаются даже тактильные образы. Ключевое слово в определении – «субъективное». Сновидение генерируется в вашем мозгу, а значит сновидение в какой‑то степени зависит от вас, – профессор начал говорить медленнее, выделяя каждое слово. – Во время сновидения человек обычно не понимает, что он спит, и воспринимает сон как объективную реальность. Какое слово здесь ключевое?
Михаил Иванович сделал паузу, давая возможность осознать весь потенциал уже сделанного многими в своих головах открытия. Увидев ожидаемые изменения на лицах, он продолжил.
– Да, ключевое слово – «обычно». Значит, бывают такие сновидения, во время которых человек может осознавать, что он спит, а из этого следует, что все происходящее во сне становится субъективной реальностью. Другими словами, эта реальность зависит от человека, который видит это сновидение. А это, в свою очередь, значит, что человек может управлять такой реальностью. Такое сновидение называется осознанным сновидением.
Профессор торжествовал, это была его самая любимая часть в обучении первокурсников. Момент, когда они узнавали, что им подвластны свои сны. Конечно, они еще не знали, для чего это им пригодится, и что именно они могут делать во сне, как и правила, которые они должны соблюдать. Но всему свое время, сейчас, главное, заложить основы.
– Маша, в понедельник тебе снилось, что ты тонула, – профессор решил сразу подкрепить теорию примером, – вот скажи, что бы ты сделала в реальной жизни, если бы начала тонуть в такой реке?
– Как и во сне, я бы пыталась выплыть к берегу, – Маша смутилась от такого прямого вопроса.
– Все верно, иначе бы ты просто утонула. А теперь представь, что во сне вместо того, чтобы утонуть, ты ухватилась бы за плот и заползла на него, или, например, оказалось бы, что река неглубокая, или течение бы резко замедлилось, или вовсе бы остановилось. Представила? – профессор хоть и говорил сейчас с Машей, но специально детально все проговаривал, чтобы все это поняли. – Так вот, в своем сне ты все это можешь сделать. Для этого тебе нужно всего одно условие – понять, что все происходящее – это твое сновидение!
Глаза Маши загорелись нетерпением и надеждой. Она поняла, что только что нашла способ избавиться от своих ночных кошмаров.
– Раз уж мы вспомнили этот сон, стоит заметить, что и ты, Дима, мог бы спасти Машу, так как ты оказался в ее сне, а значит, ты был в ее субъективной реальности, точнее у вас была одна субъективная реальность на двоих. Правда, это тема уже другого занятия.
Так получилось, что профессор только что ответил на вопрос, который крутился в голове у Димы. Именно об этом он хотел, но так и не решился спросить профессора.
«Получается, если бы в тот момент я знал, что это лишь сновидение, я бы смог каким‑то образом преодолеть сковывающее ощущение, и даже смог бы спасти Машу из воды. Но как мне понять, что я сплю?» – в голове у Димы появлялись все новые вопросы.
– А теперь, – продолжил профессор, – давайте разберемся, как понять, что ты находишься во сне. Может, есть догадки?
– Нужно себя ущипнуть? – предположила Алиса.
– Вообще, конечно, в этом есть смысл, но, так как мозг генерирует даже тактильные сигналы, есть вероятность, что вы просто почувствуете боль. Не настоящую, конечно, но от реальной вы ее не отличите. А значит, вы по‑прежнему будете считать, что перед вами обычная реальность. Еще варианты?
– Может, есть какой‑то универсальный признак того, что ты спишь? – Алан был как всегда рационален.
– Не скажу, что ты не прав, но замечу, что, так как субъективная реальность во сне создается разными людьми, не все способы определения сна и реальности будут одинаково эффективными для всех. Но вы уже ближе к правильному ответу. Есть еще предположения? Даю подсказку, вспомните свои сны. Может, было в них что‑нибудь необычное? – на слове «необычное» профессор поднял брови вверх.
На некоторое время класс погрузился в тишину. Дима несмело поднял руку.
– Ну, мм, я летал во сне.
– Отлично! Мы еще ближе к разгадке, но этого все еще недостаточно. Я ведь буду прав, если скажу, что то, что твой полет лишь сон, ты понял уже после того, как проснулся?
Дима закивал головой. А ведь, и правда, даже мысли не возникало, что это нереально. Профессор тут же продолжил.
– Ответьте мне на простой вопрос. Вы сейчас во сне или это реальность?
По аудитории пронесся смех.
– Конечно, мы не спим! – сильнее всех смеялся Даня.
Профессор не улыбался. И по понятным причинам смех тоже прекратился. В голове ребят был сейчас один и тот же вопрос: а правда ли я сейчас не сплю?
– О чем вы сейчас подумали? – профессор решил форсировать события. – Дайте угадаю, вы пытались понять, снится ли вам наше занятие или оно идет в реальном времени. И каждый из вас убедился в том, что занятие реальное. Во сне все намного сложнее, потому что там вас никто не будет спрашивать, спите ли вы сейчас. Поэтому выход только один – вы должны спросить у себя сами.
Казалось бы, простой вывод в очередной раз ввел всех в состояние ступора. Пока ребята пытались разобраться в своих противоречивых мыслях, профессор продолжил.
– Остается главный вопрос, как взять свой сон под контроль? Как заставить себя попытаться выяснить, сон ли это? С чего вообще начать? Это и есть самое сложное, чему вам нужно будет научиться – переводить простые сновидения в осознанные. Скажу сразу, сам факт того, что вы знаете о том, что во сне можно понять, что ты спишь, уже увеличивает вероятность того, что сновидение станет осознанным. Другими словами, это знание увеличивает вероятность того, что во сне вы себя спросите, спите ли вы.
Ребята тем временем уже записывали все, что говорит профессор. Но пока никто из них не понимал, каким образом он сможет задать сам себе во сне этот вопрос. Ведь сны по своей природе неконтролируемы, во сне мы являемся чаще всего просто зрителями.
– В первую очередь нам нужно научиться самоидентификации, нужно всегда быть уверенным, что вы сможете отличить реальность от сна. Делать мы это будем постепенно, перенося свои знания из реальной плоскости в плоскость сновидений. Записываем домашнее задание.
Дима сейчас надеялся, что домашнее задание не будет связано с депривацией сна. Что угодно, только не это. Лучше, наоборот, попытаться спать три дня подряд. Знал бы он, как на него может повлиять такой продолжительный сон, наверное, десять раз бы подумал, что ему выбрать.
– Домашнее задание. Вам необходимо до следующего нашего занятия, каждый час задавать себе вопрос: «Я сейчас во сне?». И каждый раз вам необходимо будет обращать внимание на мельчайшие детали вокруг, доказывающие, что вы сейчас находитесь в объективной реальности.
– Профессор, а какие это детали? – Ирину, как всегда, интересовали подробности.
– А в этом вам поможет разобраться Юрий Владимирович на психологической культуре. Наше занятие подходит к концу, осталось пять минут, можете пока попрактиковаться с домашним заданием.