LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Исламский менеджмент

Скажу сразу, что с точки зрения исламского богословия первыми мусульманами были первые люди – Адам и Хавва (Ева). К исламским пророкам относят Нуха (Ноя), Ибрахима (Авраама), Давуда (Давида), Мусу (Моисея), Ису (Иисуса) (мир им) и всех остальных. Поэтому мусульмане считают Пророка Мухаммада (с.а.с.)[1] не основателем ислама, а лишь последним пророком («Печатью пророков»), восстановившим истинную веру. Многие истории о сотворении мира, человека, всемирном потопе и пророках изложены в священном Коране. Коль это так, следовательно, можно полагать, что возникновение исламского менеджмента является первичным и начальным, исходящим от исламского богословия, нежели возникновение менеджмента вообще в широком и светском понимании. Другое дело, что в то время управление тоже осуществлялось, но понимание его было совсем другое, а по сути это были уже элементы именно исламского менеджмента.

Без знаний истории развития исламского менеджмента подготовка высококвалифицированных современных исламских менеджеров‑профессионалов невозможна. Менеджмент развивался на протяжении многих веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль науки и знания.

Начальное возникновение менеджмента как составляющего управления – независимо, исламское или светское, оно имело одно начало – проявлялось в том, что люди стали нуждаться в необходимости совместного труда. Люди стали понимать, что без организации и координации совместной деятельности каждому в отдельности трудно добиться больших результатов. Так, например, без единения не убьешь мамонта, не соберешь урожай, не построишь пирамиду, не отразишь нападение врага и т. д. Так что проблема управления существовала на протяжении всей человеческой истории.

По истечении времени стали естественно формироваться такие управляющие, как вожди родов, племен которые олецетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности. Они по сути, не зная того, что это такое, уже осуществляли различные управленческие функции (планирование, организация, координация, контроль и т. д.), которыми мы пользуемся, рассматривая их сегодня через призму науки управления.

Поначалу менеджмент имел значение, весьма далекое от современного: это слово применялось не для обозначения руководства организациями – так называли управление лошадьми, искусство верховой езды, а слово «менеджер» понималось как искусный наездник, человек, способный укротить дикую лошадь. В современном значении понятия «менеджер», «менеджмент» появились лишь тогда, когда в связи с развитием и усложнением рыночных отношений владельцы предприятий поняли, что выгоднее не самим управлять собственным имуществом, а привлекать для этого профессионалов, специально отобранных и обученных такой работе. Этим талантливым специалистам, работающим по найму на основе контракта, собственник стал поручать главную задачу предпринимательства – получение высокой прибыли, задачу ничуть не менее легкую, чем управление норовистой лошадью [49].

 

1.2. Этапы становления исламского менеджмента

 

Следут заметить, что нет единого подхода к определению этапов или периодов становления и развития регламентированных исторических этапов исламского менеджмента. Нами впервые делается попытка условно определить эти этапы с использованием доступного исторического и управленческого материала [4, 9, 24, 30], и, на мой взгляд, их можно рассматривать как следующие периоды:

– Этап 1доисламский период – период Джахилии и Доисламской Аравии (до 610 года по григорианскому календарю).

– Этап 2–исламский период – период Пророка Мухаммада (с.а.с.) и Халифата (с 610 до 1500 года по григорианскому календарю).

– Этап 3–исламский период мусульманской реформации и цивилизации (с 1500 года по настоящее время по григорианскому календалю).

ЭТАП 1–доисламский период период Джахилии и Доисламской Аравии (до 610 года по грегор. календарю). В доисламский период Джахилию и Доисламскую Аравию, где господствовало язычество, и каждое племя имело своих богов, идолы которых находились в Мекке, можно характеризовать как начальный этап бессистемного и патриархального иссламского менеджмента. Этот период, как отмечают некоторые ученые, характеризуется постепенным разрушением патриархального родоплеменного строя и возникновением классового общества.

Начиная с ранних этапов развития ислама прослеживается осознание исходного единства авраамического монотеизма, выраженное в проповедях Пророка Мухаммада (с.а.с.). Основной идеей его проповедей было очищение истины единобожия (таухид) от искажений, внесенных иудеями, христианами и многобожникамн. Непосредственным предшественником ислама на Аравийском полуострове является автохтонный (гр. autochtones – возникший, зародившийся в данной стране, коренной или местный житель) аравийский монотеизм (ханифия), корни которого возводятся к пророку Ибрахиму (Аврааму) (мир ему). Согласно складывающейся в настоящее время концепции, в доисламской Аравии существовали, вероятно, две относительно независимые арабские монотеистические традиции: «рахманизм» в Йемене и Ямаме и миллетдин Ибрахим на северо‑западе Аравийского полуострова. В начале VII века обе эти традиции, по‑видимому, слились, в результате чего появилось то, что было названо исследователями «аравийским пророческим движением». Рахманистская традиция, по‑видимому зародившаяся несколько позднее, чем северная авраамическая традиция, дала в VII веке как минимум двух монотеистических «пророков» – аль‑Асвада в Йемене и Мусайлиму в Ямаме. Всего в эпоху Мухаммада (с.а.с.) в Аравии действовали не менее пяти других аравийских лжепророков. Противники Мухаммада (с.а.с.) не видели существенных различий между ним и другими «пророками» и поэтами (шаир), имевшими некоторое сакральное значение. Однако в идейном и политическом плане Мухаммад (с.а.с.) был личностью исключительной, что стало одной из важнейших причин успеха ислама.

ЭТАП 2–исламский период период Пророка Мухаммада (с.а.с.) и Халифата (с 610 по 1500 год по григорианскому календарю). Исламский период был уже наиболее развитым этапом формирования и становления исламского менеджмента, обусловленного большим вкладом нашего Пророка Мухаммада (с.а.с.). Мухаммад (с.а.с.) был одним из активных мекканских халифов. Он родился в Мекке, происходил из племени курайшитов, был пастухом, занимался караванной торговлей. В 610 году, в возрасте 40 лет, объявил себя посланником (расуль) и пророком (наби) единого Аллаха (Бога) и начал проповедовать в Мекке новую монотеистическую религию, названную им исламом. В своих проповедях Мухаммад (с.а.с.) призывал к вере в единого Бога, говорил о братстве верующих и соблюдении простых норм морали. Однако идеи Мухаммада (с.а.с.) не встретили широкой поддержки у мекканской знати, которая отнеслась к нему враждебно. В 622 году Пророк Мухаммад (с.а.с.) бежал вместе с немногочисленными приверженцами от преследования многобожников из Мекки в Медину.


[1] 1Далее после слов «Пророк Мухаммад» (с.а.с.) означает: «Да благословит его Аллах и приветствует».

 

TOC