LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Как стать программистом с нуля. После 30, без опыта, без образования

Я стоял и внимательно впитывал в себя каждую увиденную деталь. Я не то чтобы завидовал тому парню, своему клиенту, но уютная обстановка его просторного дома произвела на меня очень сильное впечатление. Вернувшись на работу, я спросил у своего руководителя, не знает ли он, чем занимается тот парень, чтобы иметь такой особняк и при этом возвращаться с работы так рано. «Да какой‑то там программист. Не знаю, в IT, в общем!» – ответил мне руководитель.

Возвращаясь в тот день домой, я не мог избавиться от мыслей об увиденном. Снова и снова я прокручивал в голове те эмоции и ощущения, которые испытал, находясь в доме своего клиента. Я понял, как сильно хочу, чтобы моя семья тоже жила в таком уюте, а я имел бы возможность находиться дома в течение дня и чаще видеть своих родных, а не приходить в девять вечера, чтобы полчаса пообщаться с сыном перед тем, как он отправится спать.

Весь вечер я думал о том, что мне нужно сменить профессию. Это было похоже на ощущение, будто ты несешься по туннелю. Будто все внимание только на конечной цели, а то, что происходит вокруг, совершенно не важно. Так же было и у меня. Вечер в семейном кругу в тот день пролетел мимо меня, ведь в голове была только мысль: я хочу начать этот путь.

Я очень хорошо помню этот момент. Я сидел в темной комнате, слегка освещаемой светом от экрана монитора. Было уже поздно, все спали, а я копался в интернете и искал истории людей, которые смогли добиться успеха в сфере программирования. Я ежесекундно задавал себе вопрос: смогу ли я дойти до конца? Ведь мне уже далеко не двадцать лет, есть семья и обязательства по отношению к ней, а основной профессиональный опыт сосредоточен совершенно в другой сфере. Я не имел технического образования и понимания, как это все работает. В голове витали бесконечные сомнения и страхи.

И в этот момент я сказал себе, что пусть лучше я попробую и у меня не получится, чем не попробую и буду думать: «А вдруг получилось бы?»

Так я и сделал. В тот же вечер я купил свой первый курс. То есть на раздумья у меня ушло всего несколько часов.

Но давайте остановимся на этом моменте немного подробнее. Ведь не все принимают решения таким образом. Я и сам иногда хожу в раздумьях некоторое время, перед тем как начать действовать. Скажу больше: пообщавшись с моими подписчиками и теми, кого знаю лично, я вижу, что огромное количество людей, решившись изменить свою жизнь и войти в IT, остаются именно на этом этапе и долгое время пребывают в подвешенном состоянии. Они не начинают идти к своей цели, но в то же время и не отказываются от нее.

Думаю, причина этому – страхи и сомнения, в частности, страх больших изменений и многие другие, о которых мы еще поговорим в этой книге.

Страхи – неотъемлемая часть любого пути. Уже будучи состоявшимся программистом и общаясь со своими подписчиками, я понял, что, хотя все люди и разные, их страхи часто совпадают. Многое из того, о чем рассказывали мне подписчики, я проходил и сам. Это стало для меня открытием.

После проведения опросов у себя на странице в социальных сетях, а также бесед в личных сообщениях я смог составить список распространенных страхов, которые испытывает человек при входе в новую профессию. Благодаря этим выводам я смог ответить себе на вопросы, почему один человек в сорок лет может получить новую профессию, а другой нет, и в чем разница между этими людьми.

Давайте рассмотрим ситуацию на примере курсов по программированию. Она показывает, насколько неправильно мы в целом подходим к процессу обучения с помощью курсов. Это выглядит следующим образом: мы записываемся на курсы и ждем результатов. Основной упор в обучении идет на написание кода. И со временем народу в группе остается все меньше и меньше. В итоге до конца доходят не все. К этому принято относиться как к данности, никто не задается вопросом, почему так происходит. Но я все‑таки не раз задумывался: почему одни доходят до результата, а другие нет? Чем же первые отличаются от вторых?

Я сам дошел до конца и убежден в том, что умение писать код – это лишь треть успеха. Помимо этого, нужно уметь учиться и, конечно же, справляться со своими страхами и сомнениями, не забывая работать над собственной мотивацией. Я помню, как развивался в каждом из этих аспектов, и могу точно сказать: без проработки имеющихся сомнений дойти до конца будет очень сложно. Потому что на этом долгом пути мне потребовались ясный ум и психологическое равновесие. Без этих двух составляющих я не смог бы изучать сложный материал на протяжении длительного времени.

Вот некоторые из страхов, с которыми я сталкивался:

● страх изменений в жизни и потери стабильности;

● страх, что материал окажется слишком сложным для изучения;

● страх оказаться в чем‑то хуже других;

● страх того, что для работы не хватит технического образования и опыта;

● страх того, что ожидания не оправдаются.

Как бы странно это ни звучало, но избавиться от этих опасений мне во многом помог еще один страх, который перевешивает все вышеперечисленные. Это страх испытать чувство сожаления. Больше всего я боюсь угрызений совести насчет того, что я мог попробовать и не попробовал, что я мог дойти до конца и не дошел. Поэтому когда ко мне в голову приходят мысли, что я не смогу или мои ожидания будут не оправданы, я говорю себе: «Попробую, а там разберусь. Кто‑то уже достиг этого, значит, есть инструкция, как это сделать». Поэтому я просто пробую, для того, чтобы избавиться от этого противного внутреннего чувства угрызений совести.

Когда я думаю об этом, в моей голове возникает картинка в виде айсберга (см. рис. 1). Ведь, по сути, мой процесс обучения состоял из нескольких уровней. Видимая и очевидная часть – это изучение кода. Но были и невидимые части – страхи и умение учиться, о которых тоже не нужно забывать. Основная мысль, на которой я хочу сконцентрировать ваше внимание, заключается в следующем: для того чтобы успешно и быстрее изучать код, необходимо отработать собственные страхи, а также оптимизировать и прокачать навык обучения. При таком подходе процесс изучения кода станет намного легче и быстрее.

 

TOC