Куколка
– Да ну еще, – смутился я. – Какой уж из меня романтик. Я у нас скорее старый конформист, циник и мизантроп. Еще и социофоб в придачу. Просто эти львы…
– На самом деле львы тут абсолютно ни при чем, – перебила она меня, – но то место, где нельзя лгать, действительно есть. Недалеко от тех львов. Оттого и легенда.
– Покажешь?
– А знаешь, давай. Только идем прямо сейчас! Пошли. Но потом… не пожалей потом.
Она так и не договорила, о чем я не должен жалеть.
Мы достигли Дворцового моста, который вот‑вот собирались разводить, и полиция уже готовилась перекрывать проход, перешли на ту сторону, вышли на Университетскую набережную, миновали Зоомузей, чуть не дойдя до всем известного здания Кунсткамеры, свернули во двор, проникли через незапертые ворота и очутились в небольшом садике, окруженном домами. Моя спутница провела меня вглубь между старыми деревьями, и мы оказались на скромной площадке с круглым цветником в середине. Вокруг клумбы стояли какие‑то серые страшноватые каменные изваяния, похожие на индейских богов. Не то майя, не то ацтеков.
– Говорят, – голосом заправского экскурсовода начала свои объяснения Маша, – что эти существа, индейские боги, прорвались в нашу реальность не то из какого‑то иного мира, не то из другой вселенной. Кто‑то открыл им путь. Потом окно каким‑то обозом закрыли, но существа остались в нашем мире. Им поклонялись. Приносили кровавые жертвы. А потом пришли европейцы, посчитали их дьяволами и убили всех. Вместе с теми, кто им служил.
Я молчал и слушал, а Маша продолжала:
– Сейчас у этого садика скверная репутация, и обычные люди сюда редко заходят. Но раньше место было популярное, культовое даже. Говорят, что листья самих деревьев тянутся к центру клумбы, а когда идолов хотели перенести в другое место, все деревья вдруг тут же завяли. Еще люди рассказывают, что когда у одного из работников музея тяжело заболела дочь, то, уже отчаявшись, отец пришел просить помощи у заморских богов. Он разрезал себе палец и окропил кровью одну из скульптур. Ацтеки и майя не стеснялись приносить кровавые жертвы. Дочь на следующий же день пошла на поправку. Уверяют, что вот это – Шипе‑Тотек, бог посевов и весеннего цветения; вон там – богиня Уиштосиуатль, соляная женщина, жена бога Опочтли покровителя рыболовства и охоты; за ней заставляющий всех расти бог дождя и грома Тлалока. Там дальше – Тескатлипока, «курящееся зеркало», бог ночи, холода и колдовства. Еще говорят, что при них невозможно говорить неправду, солгавшего постигнет неминуемая кара. Таких мест не так уж много теперь…
– А почему… – начал было я, но она перебила.
– Погоди. Когда я училась в Художке, мы сюда ходили и рисовали их, а потом нам рассказали все эти истории. На самом деле каменных идолов, которым поклонялся исчезнувший народ, обнаружили в Южной Америке, в Колумбии, где они охраняли входы в подземные гробницы. Некоторые изваяния достигали пятиметровой высоты.
– Да, но здесь‑то они сравнительно небольшие, метр… полтора. Как садовые скульптуры смотрятся…
– Ты дальше слушай. Это не настоящие идолы, а всего лишь копии. Был такой путешественник по фамилии Степпель. Вот он‑то с тех самых колоссальных изваяний собственноручно гипсовые слепки и снял: не по силам ему было перевозить такие громадины в Европу из Америки. Да и техника тогдашняя не позволяла. По слепкам Степпеля в Германии изготовили уменьшенные бетонные копии, что и привезли в Санкт‑Петербург в 1913 году. А коль скоро статуи, хоть и выглядели устрашающе и зловеще, но являлись по сути лишь уменьшенными слепками оригиналов, то ставить их в экспозицию руководство музея не возжелало. Идолов засунули в подсобный сарай, где те и пролежали всю Первую мировую войну, революцию, кровавые двадцатые‑тридцатые годы. Затем пережили Блокаду и послевоенную неразбериху. Лишь в шестидесятых годах прошлого столетия этих истуканов достали на белый свет и установили во дворе Кунсткамеры. Вот в этом самом месте. Решили, что так оно лучше, – надо же с ними что‑то делать, не набережные же бетонными слепками украшать по соседству с гранитными сфинксами.
– А что? На той набережной они бы выглядели вполне ничего, – высказал я свое мнение.
– Ну, тем не менее, поставили вокруг клумбы.
– Как говоришь, зовут эту «соляную женщину»?
– Уиштосиуатль. Покровительница солеваров и торговцев солью.
– Как ты только помнишь эти имена, язык сломаешь. Да, но зачем было устраивать дорогую экспедицию, заказывать копии у немцев, причем накануне мировой войны?
– Вот! Интересный, знаешь ли, вопрос. Правильно сделанные копии сохраняют часть силы оригиналов. Это и есть самое любопытное. Как я тебе уже говорила, в присутствии этих божеств категорически нельзя лгать, чем и пользовались раньше ревнивые девушки, любыми способами таскавшие в этот садик своих кавалеров, дабы устроить допрос с пристрастием. А тогда, в самом начале двадцатого века, этих богов привезли сюда по приказу Николая Второго, который, несмотря на свое православие, верил во всякую мистику. Государь прослышал о способностях этих истуканов и решил использовать в своей политике. В воздухе уже пахло войной, несмотря на внешне дружеские отношения с Германией, обстановка накалялась, вот и возжелал государь установить этих божеств, где надо. Намеревался привести туда кайзера Вильгельма – «кузена Вилли», как он его называл, – и уговорить на Россию не нападать. Кайзер как раз тогда посещал Санкт‑Петербург. Но вместо этого идолов заперли в сарае, где те и пролежали полвека, да и с кайзером как‑то не очень получилось…
– Что‑то пошло не так, как я понимаю?
– Правильно понимаешь. Когда Германия объявила России войну, уже давно в силу вошел Распутин, а он категорически запрещал что‑либо делать с этими идолами, а словам «старца» царь всегда верил. Зато сам Распутин имел в деле личный, сугубо меркантильный интерес.
– Потрясающая история! По ней надо исторический или приключенческий роман писать. С драками, расследованиями, погонями и постельными сценами…
– О, кстати. Про постельные сцены. Еще в пятом классе любила я читать разные взрослые романы, которые потихоньку таскала у матери. Некоторые из этих книг ну очень нравились, по нескольку раз перечитывала. А когда пришло время, и мать с отцом собрались переезжать, стали они перебирать и выкидывать ненужное им барахло, и эти книги пропали. Нигде не было. Я прямо вынесла мамульке с папулькой мозги: где романы? куда дели? как какие? ну, как не помните, – там такой мужик по имени Слэш с одной стремной бабой жил, на бирже играл, все промотал, так он на ее сестре потом женился. Или вот в другой книжке про известного комика, который стал инвалидом, а жена его утопила. Мамулька просто в шоке была. Смотрела на меня диким взглядом. Что, мол, за хрень я несу, и почему я вообще все это читала. Достала мне какую‑то растрепанную пошлую книжонку в мятой бумажной обложке со словами: «На, отстань». Но все равно назавтра я пролезла в подвал, перерыла там все коробки и нашла‑таки мои любимые книжки. Совершенно психиатрическая история, такое только со мной могло случиться.