LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Языковой и культурный плюрализм. Непрерывное переосмысление идентичности

Во второй главе Бьянка‑Елена Кирилэ предлагает аргументированное исследование о поэтике выразительности, разработанной литературными критиками Александром Жолковским и Юрием Щегловым во второй половине 20 века. Полагая, что поэтика выразительности не получила достаточного теоретического освещения в исследовательской среде, автор считает необходимым сопоставить ее с другими направлениями литературной теории, позволяющими выявить типологические сходства между различными литературными школами. Цель исследования – обозначить место поэтики выразительности среди других теоретико‑литературных явлений, указать ту роль, которую структурная и генеративная поэтика сыграла в их становлении.

В третьей главе Лоредана Николета Илие, используя има‑гологический интерпретационный подход, сопоставляет два романа, спонтанно связанные с темой путешествия: «Персидские письма» (Монтескье) и «Сёгун» (Джеймс Клавелл). Параллельно автор выявляет интертекстуальную связь с «Путешествиями Гулливера» (Джонатан Свифт) и «И пришло разрушение» (Чинуа Ачебе) – художественными текстами, которые контекстуально развивают во времени и пространстве тематический троп «Другого», «Чужого». Образ «Чужого» – универсально идентифицируемый образ – пронизан множественными слоями культурного смысла, связанными между собой, что создает новую визуальную метафору, наделенную силой изменять людей и их умы.

 

Раздел II. Лингвистика

В начале раздела II «Лингвистика» в первой главе Елена Сирота анализирует своеобразие концепта «скука» в русской языковой картине мира, конкретизированного в художественном дискурсе А. П. Чехова. Исследование начинается с анализа различных определений понятия «концепт» и выявления их дифференциальных признаков. Автор фокусируется на концепте «скука», исследует его содержание и выделяет его семантический потенциал психоэмоционального и экзистенциального характера, что позволяет обозначить два аспекта концептуализируемого явления и представить их как семантические микрополя, взаимосвязанные в рамках макрополя исследуемого концепта.

Во второй главе Лаура Кармен Куцитару дает краткую оценку общего влияния орфографических реформ на графическое представление одного и того же звука в румынском языке двумя буквами: î и â. Письменность румынского языка – преимущественно фонетическая, соотношение звуков и букв составляет примерно 1:1. Реформы, проведенные в XIX веке при переходе от кириллицы к латинице, были вызваны необходимостью латинизации румынского языка и имели благотворные последствия. Реформы XX века были не столь благоприятными. Впоследствии простота, отвечающая естественным устремлениям общества, была нарушена политическими решениями (сначала в 1960‑х гг. во время коммунистического режима Николае Чаушеску, затем после антикоммунистической революции 1989 г. – в 1993 г.). В современную эпоху, как отмечает автор, наблюдается смешение письменной фиксации у носителей и неносителей румынского языка.

В третьей главе Джеорджиана‑Анамария Сэлэджян анализирует журналистский дискурс, представленный в различных коммуникативно‑жанровых типах статей. Автор обращает внимание на то, насколько корректно соблюдаются три основополагающих принципа журналистского дискурса: связность, краткость и ясность. Исследователь анализирует аспекты, которые были отмечены в научной литературе, и собирает корпус актуальных текстов, подчеркивая, что в плане разработки и составления контента дискурс некоторых журналистов бесцеремонно выходит за рамки правил профессии. Основная причина, по мнению автора, кроется не только в качестве аудитории, к которой они обращаются, но и в информационном и этическом уровне того типа журнала, газеты и т. д., для которых они пишут статьи.

 

Раздел III. Культурология. Художественное образование

В разделе III «Культурология. Художественное образование» в первой главе предлагается исследование Иоаны‑Юлии Олару. Автор акцентирует внимание на европейской палеолитической скульптуре. В истории искусства, как отмечает И.‑Ю. Олару, зооморфное изображение в живописи и антропоморфное изображение в скульптуре одинаково значимы. Однако будь то в технике ронд‑босс или в барельефе, человек, а точнее женщина, является предметом, превосходящим – особенно по количеству – предметы животного мира. Более того, когда дело доходит до антропоморфных форм, реализм зооморфных форм уступает место дополняющему художественному принципу абстракции. Палеолитические статуи создавались в практических целях, они служили идолами в культовых ритуалах, и их нельзя отнести к явному намерению вызвать эстетическое чувство. В современную эпоху наблюдается восхищение эффектом их стилистического воплощения: реализм и передача движения в изображениях животных, стилизация и абстракция в антропоморфных изображениях. Какова бы ни была их роль, скульптуры свидетельствуют о существовании художественного инстинкта и сознательного эстетического выбора палеолитического человека, особенно в случае с изображениями женщин, то есть там, где практикуется неимитационное искусство.

Вторая глава содержит исследование Теодоры Леон. Публикация начинается с краткого изложения новой концепции в судебной экспертизе, теория которой была разработана в 2019 г. Майклом Ротбергом: «вовлеченный субъект» / «пассивный соучастник». Новая идея постепенно изменила отношение следствия к традиционным отношениям между преступниками и жертвами. Лица, рассматриваемые как «вовлеченные субъекты» / «пассивные соучастники», теперь могут быть описаны как пассивные участники, которые из‑за своего безразличия способствуют совершению большего количества преступлений, чем можно было бы ожидать. В графическом романе Дерфа Бакдерфа «Мой друг Дамер»(2012) освещается несколько способов, с помощью которых «пассивные соучастники» не замечают жертв и тем самым косвенно влияют на появление будущих преступников в бесконечном круговороте зла. Автор также приводит примеры из американской литературы и культуры, когда некоторым персонажам удается или не удается помешать совершению преступлений.

 

Раздел IV. Дидактика

В первой главе раздела IV «Дидактика» представлено исследование Людмилы Браниште. Автор считает коммуникативный подход основополагающим в современной парадигме преподавания иностранных языков. Краткое изложение основных научных достижений в области коммуникации позволяет нам, преподавателям иностранных языков, лучше понять конечную цель учебного процесса – формирование системы языковых и коммуникативно‑речевых умений и навыков, которые должны быть сформированы у студентов после изучения языкового курса.

Раздел продолжает публикация Анны Кубасовой. Статья посвящена методике преподавания аспекта «Аудирование» в группе студентов, проходящих обучение по программе бакалавриата «Румынский язык» в Санкт‑Петербургском государственном университете. Приведены основные принципы и алгоритм работы с аудиотекстом, возможные учебные ресурсы. Регулярное прослушивание аутентичных аудиоматериалов без письменной опоры и их самостоятельная запись студентами со слуха развивает способность учащихся воспринимать устную речь и расширяет их словарный запас. Систематическое выполнение аудиоупражнений помогает овладеть нормативным произношением, избавиться от акцента. Более того, подобные задания способствуют освоению и корректному использованию естественных лексических, грамматических и синтаксических конструкций изучаемого иностранного языка.

TOC