LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Мама и дочь. Как помочь дочери вырасти настоящей женщиной

Давайте признаем: с дочерями бывает сложно. Только лишь потому, что они люди. С вами тоже бывает сложно, да и со всеми. Ведь, несмотря на то что большинство из нас хочет поступать правильно – как родители или как дети, мы порой ошибаемся.

Эта проблема вовсе не нова. Подтверждение тому вы можете найти даже в Библии. Когда апостол Павел обратился к римлянам, он сказал нечто необыкновенное. Привлекая их внимание к теме внутреннего конфликта, который доводится пережить каждому мужчине, женщине, ребенку, он произнес: «Я и сам не понимаю, что делаю. То, что я хочу, я не делаю, а вместо этого делаю то, что ненавижу».

Как родители, мы должны признать, что наши милые невинные дочери тоже сталкиваются с трудностями. Даже в двухлетнем возрасте девочка уже имеет представление о том, что правильно, а что нет. Она интуитивно знает, чего не должна делать (например, не бить младшего брата по голове пластиковой лопаткой), но все равно делает это. У нее с рождения есть совесть. С самого раннего возраста фундаментальное внутреннее противостояние заставляет девочку делать выбор между хорошими и плохими поступками. Она борется со своей волей, стремлением к независимости и шалостям. Подобное довелось наблюдать каждому родителю маленькой девочки.

Задача хорошего родителя – понять свою дочь, помочь ей победить в битве с совестью, научить стремиться к хорошему и избегать плохого (независимо от того, насколько заманчивым может казаться зло). Так вы сможете определить, когда причиной непослушания является поиск внимания (ведь зачастую саморазрушение связано именно с этим), и помочь ей пройти сквозь неизбежные разочарования и невзгоды.

Сейчас быть ребенком или подростком сложнее, чем раньше. Современная культура сильно отличается даже от той, которая существовала всего лишь десять лет назад, и зачастую идет вразрез с тем, что является лучшим для детей. Девочки в третьем классе сидят на диетах. Учителя говорят детям, что «гендер» изменчив и что ребенок может выбирать, кем он хочет быть: мальчиком или девочкой. У некоторых девочек менструация начинается в третьем классе. У других появляется «парень» в пятом или шестом. К окончанию средней школы большинство девочек уже знают, что такое оральный секс и, возможно, знакомы с ним после просмотра порнографии, если и вовсе не на личном опыте. Они владеют информацией о том, что такое инфекции, передающиеся половым путем, знают о контрацепции, абортах и как им «защищать» себя.

К старшим классам девочки знают об алкоголе, курении, беспорядочных половых связях, а многие даже думают, что кому‑то от них нужен только секс – даже если она этого не хочет (а обычно это так). В старших классах девочки узнают о сверстницах, страдающих тревожными расстройствами и депрессией, и о подростках, совершивших суицид.

Наши дочери и внучки сталкиваются со множеством угроз. Однако хорошая новость заключается в том, что мы, как родители, все‑таки можем существенно влиять на их поступки и принимаемые решения. И это влияние начинается с внимания, которое родители должны уделять своей дочери. Девочкам нужно постоянно повторять, что они ценны сами по себе и вовсе не должны «зарабатывать» уважение. Это особенно важно, если вы хотите получить максимум от общения с дочерью. Проявлять такое внимание может быть так же просто, как проводить время с дочерью, когда вы делаете все, чтобы она чувствовала, что вам действительно нравится быть вместе и вы наслаждаетесь общением с ней.

Несколько лет назад я работала в интернате для трудных девочек‑подростков. Большинство девочек, попавших туда, были озлобленными и дерзкими. Их исцелило внимание взрослых – внимание, потребность в котором они яростно отрицали. Мы назначили им взрослых в качестве наставников. Девочки ели, работали и обучались вместе с ними. В большинстве случаев первую неделю девочки оставались недовольными и закрытыми, но постепенно они откликались и начинали ценить тот факт, что рядом с ними были взрослые, которые о них заботились.

Если вы хотите, чтобы ваша дочь выросла сильной женщиной, начните с внимания: покажите, что вам не все равно. Это может быть легко в самом начале, когда она еще совсем малышка (а может, и нет, если она часто просыпается и плачет по ночам). Когда дочка становится неуклюжим подростком, может быть гораздо сложнее (или нет, если девочке‑подростку удается растопить сердце отца). Главное – всегда быть рядом и стараться понять ее.

Данная книга является результатом моего тридцатилетнего опыта как писателя, оратора, преподавателя и практикующего педиатра. Я постаралась свести к минимуму свои рассуждения и сосредоточиться на историях, которые наглядно показывают самые важные уроки. Они могут помочь вам и вашим детям поступать правильно и прожить здоровую, счастливую жизнь вместе.

 

Глава 1. Загляните в сердце дочери

 

Стоя на балконе церкви, я бросила взгляд вниз и увидела восьмилетнюю Стефани. Внутреннее чутье подсказывало мне, что с девочкой что‑то не так. Она казалась очень вялой, а ее губы приобрели синеватый оттенок. Несмотря на то что Стефани не была моей пациенткой, я знала ее мать, поэтому сразу после окончания службы побежала на первый этаж, чтобы взглянуть на девочку поближе. Стефани была очень худой, отстраненной и бледной. Мама сказала, что ее дочь восстанавливается после «недавно перенесенной вирусной инфекции, давшей осложнение на сердце». Она описала симптомы, и я догадалась, что речь шла о вирусе Коксаки, который вызывает сыпь, жар и в некоторых случаях проблемы с сердцем. Я выразила свою озабоченность здоровьем Стефани, посоветовав матери отвезти дочь на дополнительный осмотр к педиатру. Мой друг, работающий кардиологом, быстро устроил Стефи в клинику Мэйо, и там врачи сообщили родителям, что без срочной трансплантации сердца девочка не выживет.

Стефи стала ждать трансплантата, а вся наша маленькая церковная община молилась за ее здоровье. Малышка и ее родители с тревогой ожидали новостей, и, к счастью, через какое‑то время для девочки нашлось новое сердце.

Родители семилетнего Оливера, который недавно погиб, совершили благородный поступок, отдав Стефи сердце своего сына. Прямо перед операцией доктор Акерман заглянул к девочке в палату. Они разговорились, и напоследок чуткий доктор уточнил, остались ли у малышки какие‑нибудь вопросы.

– Да, – ответила Стефи, – скажите, я умру?

Врач ответил:

– Нет! Вообще‑то я планирую станцевать с тобой на твоем выпускном! – Это было весьма серьезным заявлением, учитывая, что слова были сказаны врачом восьмилетней девочке.

Операция Стефи была очень рискованной, но девочка хорошо перенесла ее. Пересадка жизненно важного органа всегда труднее остальных хирургических вмешательств. Организм девочки мог начать отторгать донорский орган, поэтому Стефи назначили тяжелые медикаменты, которые она должна была принимать в течение продолжительного времени, чтобы ее хрупкое тело приняло чужое сердце. Препараты имели в составе стероиды, и из‑за этого Стефани страдала от отеков.

Некоторые лекарства девочка должна была принимать всего несколько месяцев, а какие‑то прописали ей на долгие годы. Однако я ни разу не слышала, чтобы Стефи или ее родители жаловались на побочные эффекты или что‑либо еще. Девочка сумела сохранить свою добрую и нежную душу.

TOC