LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Материнство без крика и нервов. Пошаговое руководство для неспокойных мам

Удивление – мимолетная эмоция, которая связана с внезапным событием. Его еще называют «переключателем нервной системы», потому что оно освобождает нервную систему от предыдущей эмоции и направляет все познавательные процессы на объект, вызвавший удивление.

 

Интерес – положительная эмоция, сопровождаемая удовольствием. Она повышает внимание, развивает любознательность, мышление, способствует включению увлеченности, появлению мотивации. Он полезен при обучении, развитии навыков, творчестве. Облегчает достижение целей и развитие отношений в социуме, когда другие люди интересны.

Далее более подробно рассмотрим гнев, вину и страх в материнстве.

 

 

Эмоции и чувства в материнстве

 

Процесс воспитания ребенка часто сопровождается тремя базовыми эмоциями: страх, вина и гнев. Убеждена, что каждая мама сталкивается с ними уже в момент беременности.

 

 

Как страх отражается на материнстве?

 

Страх выступает как защитная реакция на реальную или мнимую опасность. Он бывает реальный и иллюзорный(ложный), возникший из‑за ошибочного восприятия окружающего мира. По силе воздействия на человека иллюзорный страх не уступает страху реальному.

Давайте рассмотрим каждый страх по отдельности.

Реальный страх. Мама, почувствовав страх в момент, когда жизнь или здоровье ребенка под угрозой, предпринимает определенные действия, чтобы защитить и оградить ребенка. Например, прогуливаясь на детской площадке, ребенок делает шаг к крутящейся карусели. Мама в этот момент отводит ребенка в сторону. Или беременная женщина соблюдает все рекомендации врача из страха не уберечь ребенка от возможной опасности.

С иллюзорным страхом все по‑другому. Он питается разного рода ложными представлениями о воспитании, о развитии детей, о родительских фигурах, об устройстве взаимоотношений с ребенком. Самые, на мой взгляд, распространенные примеры:

• Когда мама думает, что ребенок вырастет плохим человеком, если ему не давать должного воспитания.

• Мама считает, что с ребенком обязательно что‑нибудь случится, если он чрезмерно активен, лазает по заборам, быстро ездит на велосипеде, качается на качелях.

• Часто мама испытывает страх за новорожденного ребенка, когда он спит, прислушивается к его дыханию, просыпается ночью, проверяет.

• С введением твердой пищи в рацион появляется страх, что ребенок подавится.

Ложные страхи направлены в будущее, которое уже предрешено и окрашено негативными событиями. Они парализуют волю, вызывают неприятные телесные проявления: сердцебиение, учащенное дыхание, тремор. На поддержание иллюзий расходуется большое количество психической энергии.

Другая сторона страха, испытываемого мамой, заключается в формировании у ребенка ложных ассоциаций, которые закрепляют связь «простое действие ‒ негативный результат». Страхи мамы могут передаться и ребенку. Поэтому маме так важно понять причину своих страхов и научиться ими управлять.

 

 

Гнев в воспитании

 

Гнев – это эмоция и реакция, переживаемая в период недовольства каким‑либо явлением, выражающая возмущение чьими‑либо действиями. Гнев может подсказывать, что есть неудовлетворенные потребности, недостижимые цели, отсутствие физической и психологической свободы.

Возможно, вы замечали, что до рождения ребенка были более спокойны и размеренны в действиях, заботились сами о себе, свободно распоряжались своим временем. После появления малыша возникла и необходимость вкладывать много сил, энергии и времени в заботу о нем. У многих стали рушиться ожидания от материнства, появилась агрессия, вербальная или невербальная.

Это не хорошо и не плохо. Женскому организму требуется период для восстановления после родов, а психике важно адаптироваться к новым условиям.

Кроме этого, рождение малыша поднимает в маме неосознанные переживания о ее периоде младенчества и детства. Могут всплывать непрожитые психологические травмы. Это происходит по большей части бессознательно. Но бывают и моменты, когда мама находит взаимосвязь своего прошлого детского опыта с появившейся агрессией.

Гнев адекватен в том случае, когда не причиняет вреда ни вам, ни ребенку, ни окружающим вас людям. Но если поведение, для которого характерно проявление вспышек гнева, становится в воспитании регулярным, причиняет физический и психологический вред, то стоит серьезно подойти к поиску более глубоких причин его возникновения.

Психологический вред – унижения, оскорбления, насмешки, ругательства.

Физический вред ‒ шлепки, оплеухи, дергание за части тела, щипки, толкание.

Важно осознать свои гневные реакции на общение с ребенком.

Самый простой вариант ‒ задать себе вопросы:

Почему я проявляю гнев в отношении ребенка?

Откуда это во мне?

Разум попытается увести вас от ответа, находя оправдания наподобие «ребенок сам виноват, не слушается, пакостит, кричит, не спит, не ест». Помните, что дело в вашей агрессивной реакции, а не в обстоятельствах. Вы по какой‑то причине так реагируете. Причины могут быть глубинными, а могут лежать на поверхности вашего сознания. В любом случае все ответы находятся внутри вас. Когда появятся ответы, станет понятно, как с этим работать дальше.

 

 

Вина перед ребенком

 

TOC