LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Живи и пиши: ни дня без контента

Привет, друг! Меня зовут Юлий, по образованию– спортивный журналист, работаю проджектменеджером в ITкомпании, в свободное время– создатель «Пиши за гроши». В своей главе я подробно расскажу об истории проекта, как я к этому пришел, а главное– как намс командой удалось добиться того, что наши участники написали уже 5 тысяч рассказов и больше 10 тысяч постов в социальных сетях.

В моей части не будет художественных приемов, терминов, теории. Лишь одна большая история человека, который просто хотел начать писать и не придумал ничего лучше, как создать конкурс для себя и своих друзей.

 

1. Нет времени объяснять, текст нужен прямо сейчас!

 

Катя Бременская

 

Первые двенадцать глав подойдут всем, кому нужно научиться писать тексты качественно и быстро. Личный блог о вашем хобби, профессиональная страничка эксперта или даже художественные рассказы– не важно, все получится! Вы справитесь, даже если до сегодняшнего дня не придумали ничего, кроме сочинения «Как я провел лето». Все мы, конечно, не освоим, зато попробуем самые простые формулы, напишем несколько разноплановых текстов, поработаем над переходом черновика в чистовик и увидим первые результаты. Постарайтесь выделять на каждую главу как минимум день и выполнять все задания. Помните, эта книга не для быстрого чтения, а для постоянной практики.

Путешествие начинается! Поехали?

 

«Хороший» текст без регистрации и смс

 

Если вы хоть раз думали, что не пишете потому, что пост будет недостаточно хорош, – эта глава для вас. Вместе мы со всех сторон разберем, что такое хороший текст, можно ли научиться такой писать, существует ли он вообще. И, самое главное, определим: что хотите делать вы сами?

Маше нравится Достоевский. Она прочла все его собрания сочинений, носит футболку с любимым автором и мечтает переехать в Петербург. В социальных сетях она лайкает тексты с витиеватым слогом, стилизованным под девятнадцатый век, печальные истории, шутки про Раскольникова и фотографии Питера. Когда Маша видит что‑то из списка – она пишет хороший комментарий. Если все вместе – восхищенный и со смайликом‑сердечком.

Артем заснул, когда читал «Преступление и наказание», но с двенадцати лет увлекается комиксами о супергероях. Ну и что, что почти нет букв? Истории же есть, причем ого‑го: с драками, погонями, оружием будущего и магией. Парень вырос, но не оставил хобби и пишет обзоры на новые комиксы. Хвалит те, где герои не болтают просто так, а действуют, сюжет легко считывается и заложен не только в словах, но и в визуальном повествовании. Артем живет в Питере и искренне не понимает желание некоторых знакомых туда переехать.

Как вы считаете, если спросить у Маши и у Артема, что такое хороший текст, их мнения совпадут? У меня подозрение, что вряд ли. Возможно, Маша ответит, что это в первую очередь высокий стиль, гуманистическая идея, а сюжет вызывает сильный эмоциональный отклик. Артем будет за простоту, экшн и боевой настрой после прочтения. И, казалось бы, это совсем разные тексты, правда? Но когда Артем пишет обзор на комикс по мотивам Достоевского с шуткой про Раскольникова и фотографией с Невой, – Маша оставляет восторженный комментарий. И смайлик‑сердечко. И подписывается на страничку Артема. А когда они знакомятся лично, договариваются не спорить, что лучше, – оригинал или комикс.

А теперь внимание, вопрос. Что такое хороший текст? Не торопитесь с ответом: давайте рассмотрим самые часто встречающиеся варианты, а после сформулируем ваш.

Популярный текст = хороший?

Да, книга года по оценкам читателей вполне может считаться хорошей. Или пост, набравший пятьдесят тысяч лайков за день. Или произведение, персонажи которого стали именами нарицательными. Или то, что читали все, потому что это было в школьной программе, – наверное, классный рассказ, раз всем его задают больше сотни лет подряд. Скорее всего, так и есть, но есть важный нюанс.

Иногда я открываю супер разрекламированную книгу, обложка которой подмигивала мне со всех баннеров, и я уверена, что сейчас получу от произведения удовольствие. Оно же популярное, должно быть, в нем есть что‑то потрясающее! Читаю, но мне не нравится. И я вроде бы знаю, что хорошая книга может не подойти кому‑то одному, скрипя зубами пытаюсь убедить себя, что раз она оценена большинством, то это я чего‑то не понимаю… Но она все равно не впечатляет меня. Я не уверена, что завтра порекомендую ее другу или напишу о ней отзыв в духе “потрясающий бестселлер, прочтите обязательно”.

Уверена, что в этом случае популярный текст не равно хороший. Во всяком случае для меня, как для читателя, это так. Я не буду доказывать тем, кому он понравился, что книга плохая или средняя, но не буду его хвалить.

Может быть, интересный текст = хороший?

В целом – да, только вот сказки, интересные пятилетнему малышу, вряд ли вызовут интерес у его родителя. Теплые детские воспоминания – возможно, но не любопытство и желание скорее узнать, что же дальше. Так же, как девушку, которая любит исключительно романы девятнадцатого века, вряд ли зацепит новый роман Пелевина (кроме, разве что, «Графа Т»), а профессиональный сценарист, изучивший сюжетные схемы до “ночью разбудите – расскажу”, легко предскажет в новом фильме сюжетный поворот, который кажется неожиданным рядовому зрителю.

Интерес – одна из причин посчитать историю достаточно хорошей, чтобы прочитать ее до конца. Но не единственная: иногда даже знакомую историю подают нам так, что хочется продолжать не из‑за любопытства, что же дальше, а просто от удовольствия. Может, автор как‑то по‑особенному выбирает слова или описывает чувства так, что в вас они откликаются, или шутит смешно – и читать вам приятно, даже если вы знаете, что в будет финале.

Тогда текст с хорошим слогом = хороший?

Тоже верно, но опять с оговоркой: а что такое этот “хороший слог”? Маше из начала главы кажется хорошим слог Достоевского. Блогеру Артему больше по душе легкость для восприятия, и из книг он за последнее время читал только новый роман Ф. Бакмана. Мама Маши предпочитает стихи двадцатого века, папа – Стругацких. Папа Артема вообще за строгость научного стиля и не любит “художку”, а его жена в восторге от экспериментальной литературы и на прошлой неделе записалась в группу по совместному чтению Улисса Джойса с комментариями.

На вопрос о слоге каждый из наших героев отвечает, что его любимые книги написаны лучше всего. Однако я не сомневаюсь, что бывают вечера, когда отец Артема откладывает диссертацию и читает фантастику, чтобы отдохнуть, мама Маши не прочь раз в полгода побаловаться прозой, а любительница Улисса по пути на работу открывает страничку с анекдотами и сжимает губы, чтобы не засмеяться на весь автобус. Потому что не обязательно выбирать между яблоком и апельсином, если можно взять и то, и другое.

TOC