LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Очерки неклассической диалектической педагогики. Педагогика как практическая философия

Очерки неклассической диалектической педагогики. Педагогика как практическая философия - Юрий Ротенфельд

Философско‑педагогическая Матрица

 

Стоит отметить, что над осмыслением представленных в Матрице конкретно‑всеобщих отношений ломали голову многие мыслители, но добились результата единицы: Лао‑Цзы и Гераклит, Аристотель и Гегель, Карл Маркс и Фридрих Энгельс, чьи наработки в этом вопросе остались не собранными в одном месте и даже не востребованными, тогда как в своих работах, напртив, я собираю их воедино. Так вместо двух матриц у меня получилась одна, продиктованная общими для природы и общества объективными законами.

Поэтому читатели, твердо усвоившие каждое из конкретно‑научных и конкретно‑всеобщих сравнительных понятий разных видов и стоящие за ними процессы, могут не обращать внимание на повторяющиеся из статьи в статью схемы и объяснения, делающие ряд публикаций во многом похожими друг на друга. Задача состояла в том, чтобы с моими новыми идеями познакомить ведущих университетских педагогов Ростова‑на‑Дону, Москвы, Минска и Санкт‑Петербурга и таким путем найти на мои статьи нужный отклик. Но это был «глас вопиющего в пустыне».

Читатель может учесть, что работу над этой книгой не обязательно надо начинать с первых наиболее разработанных и более осмысленных статей, смело можно нарушить порядок их прочтения, поскольку каждая статья – это вполне понятный хотя и небольшой фрагмент моего большого философского проекта. Тогда как его практической частью является книга «Мудрая школа»[1], текст которой передает мое понимание «педагогики как практической философии».

 

I. Статьи в авторитетных российских журналах

 

ФИЛОСОФСКО‑ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАТРИЦА И СИСТЕМА НОВЫХ ДЕДАКТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ[2]

 

Аннотация

Педагогика исследует связь преподавательской деятельности учителя и познавательной деятельности ученика, посредством основных категорий педагогики к которым относятся такие классификационные понятия как «преподавание», «учение», «обучение», «образование» и ряд других. При этом в любом элементе педагогической деятельности, ее «клеточке», присутствуют две стороны: учитель и ученик, отношения между которыми можно описать при помощи конкретновсеобщих сравнительных понятий, таких как «противоположное», «ортогональное», «дополнительное», «подобное» и других. Единство этих однозначных научных понятий определяет и организует всю систему дидактических отношений, характеризующих предмет дидактики как части педагогической науки. Сравнительные понятия важны тем, что они, отражая базовые природные и социальные отношения, превращают педагогику в строгую объективную науку.

Ключевые слова: педагогический процесс, обучение, образование, матрица, педагогика, дидактика, стиль педагогического общения, метапредмет, философия науки.

 

1. Философско‑педагогическая матрица

 

Спор между Платоном и Аристотелем о началах мудрости состоял в том, какие из двух типов понятий – классификационных или сравнительных брать за начала философии. Платон признавал многозначные предельно общие классификационные понятия – идеи, такие как «бытие», «благо», «справедливость», «мужество» и другие.

Аристотель напротив, исходил из того, что началами философии, как и началами всех конкретных наук должны выступать чувственно воспринимаемые базовые структуры реальности, выраженные в однозначных сравнительных понятиях, которые Аристотель называл видами противолежания – это «противоречащее», «соотнесенное», «противоположное», «лишенность и обладание» [1, с. 121–168].

Разделив противоречащее на два понятия – «тождественное и различное», мы получаем начало и конец матрицы, между которыми одно над другим размещаем аристотелевские понятия «соотнесенное» и противоположное». Важным здесь является то, что эти два понятия рассматривают одно и то же относительно разных точек зрения. Например, если рассматривать «горячее» и «холодное» и другие подобные отношения с позиции полюсов, мы говорим о «соотнесенном». Если же эти отношения рассматривать с позиции «золотой середины» – получаем «противоположное», понимаемое не иначе как «избыток и недостаток относительно промежуточного» [5, с. 155–157].

Что же касается понятия «лишенность и обладание», то оно представляет собой частный случай «соотнесенного» и «противоположного, когда меньшая из соотносимых сторон приобретает нулевое значение, поэтому напрямую оно не присутствует в матрице. При этом входящие в матрицу понятия представляют собой не только начала кумулятивной научной философии, но и начала научной педагогики, понимаемой как «практическая философия», поскольку именно с понятий «больше», «меньше», «одинаково» начинается обучение детей научному знанию. Так, взяв меньшую из противолежащих сторон за единицу изменения, мы можем осмысливать большую сторону в числах.

 


[1] Ротенфельд Ю. А. МУДРАЯ ШКОЛА: «Трилогия ума» как новый метод умственного развития детей /Юрий Ротенфельд. – [б.м.]: Издательские решения, 2017. – 292 с. Монография.

 

[2] Ротенфельд Ю. А. Философско‑педагогическая матрица и система новых дидактических категорий // Отечественная и зарубежная педагогика №6 (88) том 1, 2022. – С. 58–72.

 

TOC