LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Опыт остановленной жизни. Основание всеобщей науки

Часть I. Единое понимание материи

 

Человек как предмет познания

 

Что такое человек? Усложняется техническая среда, окружающая человека, но прежде не были известны направление и цель этого развития. Сущность человека была неизвестной; он не знал себя, не был понят рационально. Почему прежде не было науки о человеке, о его жизни? Не было мыслителей, видевших необходимость понимания человека, осознававших его как проблему, противоречие. Обобщающее, абстрактное мышление есть редкая способность и деятельность. Кроме того, чтобы понять сущность самого себя, мыслителю необходимо встать на точку зрения целостного, единого понимания материи. Это, по‑видимому, недоступно простым смертным, поскольку никто из них не говорил еще о необходимости единства в понимании материи. Отсутствие до настоящего времени науки о жизни объясняется тем, что познание человека и жизни есть самопознание, которое, однако, не присуще благополучному обывателю. Только остановленная, несвободная жизнь имеет форму познания себя. Только в изгнании из жизни мыслящий взгляд становится всеобъемлющим. Только с высоты креста открывается единое понимание жизни. Чтобы видеть человека как проблему познания, самому мыслителю нужно быть в себе противоречием.

Благополучный обыватель не знает такого предмета познания, как человеческая жизнь. Соединение индивида и среды прежде было только эмпирическим предметом художественной литературы, а до высоты теории исследование жизни не поднималось. Но закономерности жизни могут и должны быть выражены в общих, абстрактных понятиях. Представленная работа есть первый в истории опыт теоретического исследования жизни, опыт науки о человеке. Наука о жизни, о человеке, как будет показано, есть единая, всеобъемлющая наука. Обыденное мнение состоит в том, что человек – не животное, но необычное надприродное существо. В толпе нет понимания, что такое человек, и даже существует мнение о невозможности науки о нем. Наука определяет общее, закономерное, необходимое в различном и многообразном эмпирическом материале. Предметом познания не может быть необычное, чудесное, но общее во многом, однородное, обычное. Наука как рациональный подход к пониманию сущего начинается тогда, когда человек обретает способность увидеть своим умственным взором тождественное в различном, увидеть в многообразии материальных форм единый род.

Чем шире множество различных явлений, которые рассматривает мыслитель, тем полнее понимание их общей сущности. Глубина понимания явления прямо зависит от широты умственного взгляда. Широкому взгляду на вещи открыто то, что узкому взгляду недоступно. Нетрудно заметить, что для достижения предельной полноты понимания явлений необходимо рассматривать всеобъемлющий предмет. Всеобъемлющее познание есть дело мыслителя, метафизика, а не узких специалистов, деятелей частных наук. Понимание есть логическая связь явлений. Современная наука есть эмпирическое знание фактов без понимания их сущности. Поэтому она и не имеет формы единой, одной науки, но является таковой только по общему роду деятельности. Одной общей науки никогда не было, но есть множество частных наук. Физика, безосновательно претендующая на роль науки обо всем, не является таковой. Современные науки не имеют теории, но они есть собрание эмпирических фактов, описание явлений. Только понимание способно придать им единство и создать теорию жизни как единую науку о материи в многообразии ее форм.

Человек открывается с высоты единого понимания материи. Сущность человека становится понятной тогда, когда мыслитель, стремясь к пониманию, рассматривает всеобъемлющим умственным взглядом все сущее как однородное. Определение объективной сущности явления есть определение рода. Для определения сущности нужно рассматривать множество явлений и определять его общий, единый род. Как известно, род и сущность человека есть организм. Но что есть организм? Прежде не было ответа на этот вопрос. Чтобы понять родовую сущность организма, необходимо выходить за пределы биосферы и рассматривать более широкое множество явлений. Выходить за пределы биосферы – отождествлять биологические и физические явления. Такому единому взгляду препятствует существующее с давних пор в немыслящем мнении разделение «косной», «неживой», и «живой» материй. Материя не живая или неживая; это подразделение не имеет никакого рационального основания, оно есть предрассудок, простое обывательское, бездумное мнение. Но проще в целях познания понимать всю материю как живую. Если вся материя однородна, то необходимо ее рассматривать как многообразие форм и уровней организации. Формы организации есть формы жизни. Если понято, что нет двух материй, но она одна, однородна, то становится понятной необходимость единого воззрения в понимании биологических и физических явлений. С этой новой точки зрения организм и атом являются однородными явлениями разных уровней организации материи. Новое общее, родовое понятие, связывающее организм и атом, – материальный элемент.

Понять человека – понять материю, материальный мир. Но нельзя понять материю в многообразии ее форм, не стремясь к пониманию человека. Познание материи есть единство понимания человека и других материальных форм. Мыслитель исходит из того убеждения, что все однородно. Если бы не было однородности сущего, то не было бы возможным познание. Человек единороден всем материальным формам. Единое понимание есть отождествление человека и других материальных форм. Если человек единороден миру, сущему и не является в нем необычным, чудесным исключением, то он может понимать материальные формы посредством себя, поскольку нет другого средства для понимания. Человек может познавать себя с объективной стороны, в явлении, познавая другие материальные формы, и может познавать их с неведомой для внешнего наблюдателя субъективной их стороны, познавая свою субъективность, сознание. Зная самого себя в конкретной вещественной форме, можно судить более конкретно и о других формах материи, существующих для человека только абстрактно, таких как простейшие организмы, молекулы, атомы. Но тем самым и свое конкретное существование человек может понять во всеобщей, абстрактной форме. Единое познание есть понимание человеком самого себя посредством других форм материи и понимание их посредством себя. Если понято, что человек единороден всему миру в многообразии материальных форм, то теперь он может быть понят посредством внешней материи, и ее саму он может понять более глубоко посредством самого себя, поскольку для себя он существует в конкретной форме. Прежняя наука не понимала ни человека, ни материю: если человек есть некое особенное надприродное существо, то ни он, ни другие материальные формы не могут быть поняты. Понять человека – отождествить его со всей материей, с миром, природой.

Конкретное и абстрактное – не только формы мысли, но и формы существования. Например, одноклеточный организм может быть мыслим как абстракция сложного позвоночного организма. В процессе эволюции путем конкретизации функций относительно простой одноклеточный организм преобразовался в сложный позвоночный. Если бы не были реальными абстрактная и конкретная формы существования, то не было бы соответствующих форм мысли. Материя эволюционирует от абстрактных форм к конкретным, более развернутым в пространстве и времени. Эволюция есть развертывание из абстракции в конкретное. Конкретная форма материи есть проекция абстрактной формы в будущее. Нечто не может возникнуть из ничего. Возникновение новых форм должно быть понято как развитие, развертывание, усложнение предшествующих форм. Абстрактная форма, например атом, есть форма простая, одинарная. Конкретная форма, пусть это будет одноклеточный организм, есть форма сложная, множественная, состоящая из атомов. Сложная форма необходимо повторяет в своей абстрактной основе простую.

TOC