LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Отступить на шаг. Философское вопрошание и поддержка

Книга: Отступить на шаг. Философское вопрошание и поддержка. Автор: Г. В. Мелихов

Отступить на шаг. Философское вопрошание и поддержка

 

Автор: Г. В. Мелихов

Дата написания: 2022

Возрастное ограничение: 16+

Текст обновлен: 09.01.2023

 

Аннотация

 

В книге раскрываются особенности понимания философии как вопрошающей активности, постоянно возобновляемого усилия начинания, ограниченного тем, что может сделать философ (предфилософская установка) и тем, что превышает его возможности (метафизическая установка).

Издание представляет интерес для философов, антропологов, психологов, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблематикой «практической философии».

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

 

Герман Мелихов

Отступить на шаг: философское вопрошание и поддержка

 

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор

Н.А. Терещенко

(«Казанский (Приволжский) федеральный университет»)

доктор философских наук, доцент

А. Р. Каримов

(«Казанский (Приволжский) федеральный университет»)

 

@biblioclub: Издание зарегистрировано ИД «Директ‑Медиа» в российских и международных сервисах книгоиздательской продукции: РИНЦ, DataCite (DOI), Книжной палате РФ

 

Отступить на шаг. Философское вопрошание и поддержка - Г. В. Мелихов

 

© Г. В. Мелихов, 2022

© Издательство «Алетейя» (СПб.), 2022

 

Куда мы идем? Введение

 

Наш предмет – философия, которой принадлежим мы все, которая способна поддержать в трудную минуту того, кто в ней нуждается. Философия в этом случае, так кажется, находит себя в сфере «практической проблематики», обращенной к «широкой аудитории». В книге по «практической философии» раскрывается надлежащее содержание и подается читателю доступно. Так, что всякий, кто берет на себя труд ознакомиться с изложенным, непременно встретится с самой философией. Узнает и усвоит существенное о ней. И еще, что особенно ценно, извлечет нечто «полезное» лично для себя, для свой жизни.

Сказанное основано на нескольких допущениях. Во‑первых, автор знает о философии что‑то, чего не знает другой человек. Во‑вторых, «существенное» в философии (не важно, как его понимать, как информацию/знание, как деятельность или что‑то еще) обладает свойством транслируемости, о нем можно кому‑то сообщить «без нанесения урона» его существу, то есть участники коммуникации обладают способностью «оперировать» «представлением о философии» по своему усмотрению (запомнить, пересказать, игнорировать, передать другому и пр.). В‑третьих, между автором и читателем существует нечто вроде «предустановленной гармонии»: если что‑то понимает один, есть вероятность, это же поймет и другой. По большому счету, ничего не требуется для успешной философской коммуникации, кроме дидактически выверенной подачи материала.

Не отрицая значимости подобного подхода, предположим иное. «Существенное» в философии не обладает свойством сообщаемости. Философия имеет дело с тем, что нельзя запомнить. Выучивается определение. Философствование опирается на выученное, но не держится за него. В настоящий момент мы где‑то находимся, на что‑то опираемся. Сейчас и приходится философствовать, разбирая определения в стремлении что‑то увидеть. Оперировать усвоенным по усмотрению тоже не совсем получается. Можно сдать экзамен по теме «Проблема сознания в современной континентальной философии», написать статью или книгу, даже прослыть видным специалистом в своей области. Является ли это достаточным условием усвоенияфилософии? Наверное, для кого‑то. Тогда согласимся, мы усвоили философию, когда сдали экзамен по ней, успешно защитили диссертацию или издали книгу, которая хорошо разошлась. Философия Гуссерля и Хайдеггера заключена не только в их текстах. Неужели их философия сводится к тому, что они смогли сказать о сознании и бытии? Почему Гуссерль и Хайдеггер, другие философы, их немало, снова и снова начинали, стремясь разместить себя там, где еще все возможно, где нужное слово еще не найдено, где мысль еще не встретилась с тем, о чем она? Язык, возможно, дом бытия, но всегда ли хозяин дома? Не отлучился ли он на время как раз тогда, когда пришли мы, вознамерившись поведать о бытии? Автор книги по философии или преподаватель не являются носителями чего‑то важного, что они знают заранее, располагая возможностью убедительно рассказать о нем как об уже известном. Чем же автор и преподаватель отличаются от читателей и слушателей? Только опытом. Первые, в отличие от вторых, быть может, чаще оказывались в положении начинающих философствовать. Этим опытом «начинания» они и могут поделиться.

Философствование начинается с удивления[1]. Сначала люди удивлялись тому, с чем встречались непосредственно, затем задавались вопросами о более значительном и общем. Удивляясь, мы ощущаем себя подле значимого. Удивление – первый контакт, взаимодействие с тем, что вызывает вопросы. Тот, кто неподдельно заинтересован в философствовании уже вовлечен во что‑то, чем является философия.


[1] «Ибо и теперь, и прежде удивление побуждает людей философствовать…». См.: Аристотель. Метафизика ⁄⁄ Аристотель. Сочинения в 4‑х т. Т. 1. М., 1976. С. 69. Как усвоить то, с чем мы еще не имели дела, не чувствовали присутствия рядом чего‑то значительного, не были взволнованы, не приходили в беспокойство?

 

TOC