LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Советы карьерного консультанта. Построить карьеру и сохранить стабильность в любой ситуации

К сожалению, в период кризисов у многих людей нет четкого планирования и понимания стратегии развития своей карьеры.

Примеры отсутствия планирования карьеры перечислены ниже.

• Достаточно много сокращений на рынке труда, и те, кого сократили, начинают хаотично по нему метаться, отправляя резюме практически на все вакансии. И результатов у них нет – они очень долго не могут найти работу.

• Те, кого еще не сократили, часто испытывают страх, что не смогут найти новую работу, и остаются на старой, несмотря на то что она их не устраивает. Начинаются задержки по заработной плате, на сотрудников взваливают дополнительный функционал, но они все терпят и выгорают.

• Большинство людей не знают, как оставаться востребованными в кризис в своей профессии и в своей стране. Они начинают в панике осваивать новые профессии, менять сферу без долгосрочной стратегии. После обучения новому не могут найти работу, а дальше их накрывают выгорание и депрессия.

 

Нам сейчас кажется, что происходящее сегодня – самый страшный кризис. Но вспомним недавние события, связанные с пандемией: тогда тоже казалось, что все рушится, логистические цепочки рвутся. Многие разорились и ушли с рынка. Именно в тот момент некоторые компании приостановили найм. Однако сейчас, глядя назад, мы видим, что тот кризис мы пережили. И кто‑то взлетел и прекрасно построил карьеру, а кто‑то, наоборот, выгорел, до сих пор восстанавливается и либо потерял в статусе и в заработной плате, либо долгое время не может трудоустроиться.

Получается, причина не в кризисе. Те люди, которые пострадали в кризис, строили карьеру несистемно. Не определяли долгосрочную карьерную цель, не осознавали свои ценности, интересы и таланты. Или осознавали, но считали, что невозможно найти работу под подобные интересы и навыки, и соглашались на любые предложения, даже если это было совершенно не то, что им нравится.

Какие же качества становятся ключевыми для того, чтобы в кризис оставаться востребованным?

1. Первая компетенция, которая наиболее важна, – это осознание собственной ценности (самоценности) и набора ключевых компетенций и талантов, которые позволяют решать какие‑то задачи и цели бизнеса наиболее эффективно, осознание той пользы, которую человек приносит компании.

2. Вторая важная компетенция – умение рассказывать о своих результатах, пиарить и продвигать себя как специалиста и внутри компании, и на внешнем рынке (в бизнес‑сообществах, на отраслевых конференциях и т. п.), выстраивать личный бренд.

3. И третья – высокий уровень эмоционального интеллекта.

 

Разберем каждую из этих компетенций подробнее и посмотрим, с помощью каких упражнений их можно у себя прокачать.

 

Компетенция № 1. Осознание собственной ценности

 

Человек не просто приходит и отсиживает положенное время на рабочем месте, а приносит компании пользу. Благодаря его работе организация получает конкретный результат, который влияет на бизнес‑показатели, прибыль, объем рынка, сокращение издержек.

Осознанию собственной ценности помогает умение мыслить цифрами, оцифровывать свои достижения.

Ко мне на консультации приходят клиенты, которые хотят определиться с дальнейшим направлением карьеры и понять, какие следующие позиция, должность, функционал и заработная плата будут идеальными. Но, к сожалению, только немногие из них могут объяснить, какую ценность они приносят своей компании. Большинство начинают вспоминать функционал должностной инструкции, перечислять собственные навыки, но при этом не способны сказать, какую ценность они приносят бизнесу в формате конечного результата.

 

В таких случаях я обычно даю следующее задание:

• составить список из 3–5 проектов, в которых человек участвовал за предыдущие 5 лет;

• указать свою роль в них – участник команды / руководитель / инициатор проекта;

• указать результаты этого проекта для компании: что компания получила за счет его реализации, какой конечный результат.

 

Дальше мы смотрим, благодаря каким личным качествам этому человеку удалось проявить себя и реализовать данный проект таким образом, чтобы принести наибольшую пользу для компании.

На консультации часто выясняется, что клиент никогда не оценивал собственную работу в таком ключе. Вместе мы выясняем, что, оказывается, он являлся стержнем проекта – классно организовывал и вдохновлял других людей. Или, наоборот, был классным аналитиком: просчитал и увидел на входе какие‑то ошибки, которых удалось избежать благодаря тому, что у него аналитический склад ума. Он донес это до руководства, и таким образом проект был реализован с минимальными потерями.

Одна клиентка, сделав это упражнение, поняла, что, оказывается, благодаря ей компания сэкономила около миллиона долларов. Во время проекта ушел с рынка поставщик материалов. Возник риск, что проект не будет реализован вовремя и компания понесет большие издержки в связи с задержкой запуска.

Нужно было оперативно найти нового поставщика и согласовать его участие. Несмотря на то что клиентка работала в крупной корпорации с многостраничными внутренними регламентами и длинной цепочкой согласований, ей удалось очень быстро согласовать замену. Таким образом, организация не вышла за временные рамки проекта и не потеряла большие деньги.

После того как проект был реализован, моя клиентка забыла о своем достаточно весомом вкладе в его успешное завершение.

На консультации мы выявили, что она обладает очень ценным набором качеств: инициативностью, умением быстро находить решения, способностью излагать информацию четко, понятно, в цифрах, умением в короткие сроки согласовывать свои предложения за счет коммуникативных способностей. Вот за счет всего этого ей удалось сохранить компании как минимум миллион долларов. Хотя на тот момент она была не руководителем проекта, а простым участником.

 

 

ПРАКТИКА

Это упражнение поможет вам осознать собственную ценность и определить набор ключевых компетенций и талантов, которые позволяют вам решать задачи и достигать целей бизнеса наиболее эффективно.

 

TOC