LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

В мире невероятных приключений и научных сенсаций. Тайны, загадки, открытия и парадоксы окружающего мира

Считается, что первая ступенчатая пирамида фараона Джосера была построена в 2700 годах до н. э. выдающимся архитектором, астрономом и врачевателем Имхотепом, впервые применившим строительство из отесанных каменных плит.

С именем Имхотепа связывают и возведение храмового комплекса «солнечного бога» Ра в Гелиополисе. Символом этого главы древнеегипетского пантеона являлся странный конусообразный камень Бен‑бен, водруженный на высоком месте. Этот сакральный солнечный символ в древнегреческой мифологии назывался пирамидион. Он должен был первым встречать и последним провожать лучи солнца.

Солнечный храм в Гелиополисе не только предшествовал первым ступенчатым пирамидам, но и послужил образцом для других храмовых комплексов с пирамидионами.

До сих пор не ясно, почему «солнечные камни» имели вид пирамидионов, часто позолоченных для сходства с сияющим светилом. Именно вид гигантского пирамидиона и имеет ступенчатая пирамида Джосера.

Среди египтологов распространена версия, что появление первых ступенчатых пирамид, связанных с культом древнеегипетского бога Ра, основывается на прямых наблюдениях вееров солнечных лучей, бьющих из‑под облаков над горизонтом. Правда, тут не совсем ясно, почему прямые лучевые веера послужили прообразом именно ступенчатых пирамидальных строений. Подобные нестыковки послужили основой для поиска иных версий, объясняющих странную форму пирамидионов.

Ступенчатые пирамиды возводились еще не менее столетия после Имхотепа и фараона Джосера, а затем настала тысячелетняя эра гладких пирамид, что тоже еще не нашло своего исторического объяснения. Одна из гипотез появления «ступенчатого солнца» в древнейшей архитектуре Египта тоже связана с визуальными наблюдениями светила.

Солнечный восход в ясную сухую безоблачную погоду над удаленным горизонтом при внимательном наблюдении кажется постепенным нарастанием ярких продольных слоев, иногда состоящих из нескольких фрагментов. Иногда несколько мгновений после восхода Солнце действительно напоминает яркую ступенчатую пирамиду, превращаясь в привычный диск лишь после полного появления из‑за горизонта.

 

Мифология «живого» Солнца

 

Метеорологи и оптики объясняют, что слоистая структура восходящего светила связана со своеобразным преломлением солнечных лучей при прохождении через «призму» атмосферы. Заход Солнца также сопровождается подобными явлениями, но их картина получается нечеткой, поскольку слоистая атмосферная структура с разными оптическими свойствами нарушается над земной поверхностью вблизи горизонта потоками теплого воздуха.

Если наблюдать восходящее светило, то появление каждого следующего слоя происходит очень быстро. В зависимости от состояния атмосферы количество слоев может быть разное – от двух‑трех до десятка. При этом кажется, что яркий солнечный треугольник и его тонкая структура слоев колеблются и меняют свой вид. Эта рефракция солнечных лучей производит впечатление зарождения какого‑то фантастического существа, всплывающего на небо над горизонтом.

Так становится понятным возникновение солнечного культа в древнейших верованиях египтян. Согласно им, династии фараонов имели божественные истоки, являясь потомками главного бога Солнца Ра. Поэтому при захоронении и путешествии по «царству мертвых» они обеспечивались всеми мистическими атрибутами для перехода от земной жизни и смерти в другую, главную жизнь на солнечных небесах. Плывя на солнечной ладье, фараону предстояло сопровождать бога Ра, а затем слиться с ним в поднебесье, вступив в новую вечную жизнь.

Каждый восход Солнца имел важное религиозное значение у древних египтян. Ежедневное возрождение бога Ра жрецы встречали торжественными песнопениями. Бог Ра существовал в разных ипостасях, в соответствии с солнечным временем суток, а на восходе обозначался в иероглифах боготворимым жуком скарабеем, катящим сферический солнечный диск.

Именно так у древних египтян мог возникнуть божественный образ природного явления пирамидального Солнца. При этом возрождающийся солнечный бог Ра проявлялся в начале своего небесного пути в форме зубчатого треугольника пирамиды. Затем он проплывал дневной путь в виде слепящего солнечного диска и умирал в вечерней заре, снова превращаясь в расплывчатый образ пирамиды.

 

Творение Имхотепа

 

Очевидно, что знаток «храмовой науки» Имхотеп убедил фараона Джосера, что его величественная гробница в виде ступенчатой пирамиды больше всего будет соответствовать образу солнечного бога Ра в его моменты утреннего рождения и вечерней смерти. Так в полном согласии с главными положениями древнего религиозного культа «земной бог» был похоронен, чтобы родиться в новой жизни и «уплыть» на небо в «солнечной ладье» вместе с богом Ра.

Строительство гигантских пирамид, начавшееся со ступенчатой гробницы Джосера, потребовало огромного сосредоточения сил и ценностей, изменив саму государственную структуру Древнего Египта. Однако непрерывная династическая борьба и изменение положения жреческого сословия вызвало к жизни новую религиозную политику.

Последний фараон четвертой династии Шепсескаф вместе с новой жреческой кастой реформировал многие основные положения солнечного культа Ра и снова перешел к строительству древнейших плоских гробниц – «мастаб».

Тем не менее, конструкции плоских усеченных пирамид после серии ступенчатых на протяжении тысячелетия сохранили элементы «малых форм» пирамидионов. Это трудно объяснить только творческим развитием архитектуры. Скорее всего, вплоть до более поздних времен XVIII–XX династий, когда захоронения происходили в подземных гробницах Долины Царей, тут имелись и какие‑то практические аспекты.

Возможно, что именно Имхотеп создал разветвленную схему световых семафоров – гелиографов на основе пирамидионов, установленных на вершинах плоских пирамид и природных возвышенностях. К примеру, один из таких многометровых пирамидионов был найден на природном пирамидальном холме над Долиной Царей. Эта «священная гора» называется по‑арабски Эл‑Кворн. Выбор места тут может быть не случаен, ведь некогда позолоченные грани пирамидиона были видны на большом расстоянии.

Заслоняя отдельные грани подобных монолитных ступенчатых пирамид, можно было бы переправлять сообщения по всему царству фараона. Кроме того, «жреческая наука» с незапамятных времен знала простейшие камеры‑обскуры. Это могли быть темные помещения (в том числе передвижные короба) с миниатюрными отверстиями, дававшие перевернутые изображения отдаленных предметов на стене или подвижном (для регулирования четкости) экране. Такой «световой телеграф» мог бы передавать разные важные депеши и мгновенно предупреждать о появлении вражеского войска. Световые сигналы можно было бы передавать и в темное время суток, освещая ступени пирамидионов громадными кострами или светильниками. Кстати, на холме Эл‑Кворн у подножия пирамиды‑монолита были найдены странные метровые глиняные углубления, напоминающие плоские чаши. Если их наполнить маслом и зажечь огонь, то блики от позолоченных ступеней будут видны на десятки километров.

TOC