LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

В мире невероятных приключений и научных сенсаций. Тайны, загадки, открытия и парадоксы окружающего мира

Рождение астрономической археологии

 

В 1894 году вышла книга британского астронома Джозефа Нормана Локьера «Заря астрономии. Изучение храмовой науки и мифологии древних египтян». Так возникла новая наука астроархеология (астрономическая археология). Вначале она изучала астрономические свойства монументальных сооружений Египта, Ближнего Востока, Греции и Британии. Затем круг «астроархеологических артефактов» существенно расширился, и в него попали геоглифы – гигантские фигуры и линии на земной поверхности.

Многие геоглифы настолько велики, что их можно рассмотреть только с воздуха. Эти величественные памятники древности, некоторые из которых созданы многие тысячелетия назад, содержат множество астрономических загадок. Возможно, что подобные «культовые чертежи» отражали какие‑то древнейшие астрономические знания, входившие в «храмовую науку». Так с помощью астроархеологических геоглифов жрецы передавали из поколения в поколение некие сакральные знания.

Революционные изменения в палеоастрономии наступили в двадцатых годах прошлого века, когда перуанский археолог Мехия Торибио Хесспе догадался направить бинокль с окружающих предгорий на плато Наска. В 1927 году он опубликовал в международном археологическом вестнике заметку, в которой подтверждал давние догадки местных историков и этнографов, касающиеся множества канавок, покрывающих плато. По мнению доктора Хесспе, ему удалось разглядеть какие‑то загадочные гигантские изображения и линии, которыми неизвестный народ покрыл все плато.

 

Линии Наска

 

В 1939 году американский археолог Пол Косок организовал авиаэкспедицию на плато Наска. Так впервые были получены эскизы и фото (довольно некачественные), позволившие не только запечатлеть странные картины – геоглифы, но и впервые составить приблизительный план плато. Все дальнейшие исследования Наска так или иначе связаны с именем немецкого доктора археологии Марии Райхе. Она начала наземные работы в 1941 году и через несколько лет добилась полного картографирования местности с помощью военных авиационных топографов. В 1947 году доктор Райхе составила атлас изображений Наска, в общих чертах подтвердивший топографический план Косока.

К сожалению, имя доктора Райхе известно только в кругу специалистов, а подавляющее большинство в силу глубокого недоразумения считают главным исследователем и чуть ли не открывателем геоглифов Наска швейцарского публициста и уфолога Эриха фон Дэникена. Это объясняется сенсационным успехом научно‑популярного фильма «Воспоминания о будущем», снятого в 1970 году западногерманским документалистом Харальдом Райнлем по мотивам книг Дэникена «Колесницы богов» и «Возвращение к звездам».

По версии швейцарского уфолога, следы на плато Наска оставили инопланетяне как разметку своего космодрома, а впоследствии местные жители дополнили их своими рисунками в ожидании «огненных богов». Несмотря на свою привлекательность, данная гипотеза не выдерживает ни малейшей критики. Во‑первых, звездным пришельцам вряд ли понадобилась бы примитивная разметка «космодрома», а во‑вторых, еще Мария Райхе наглядно продемонстрировала, как с помощью древнего заступа‑мотыги можно прокопать канавки в каменистой почве плато.

Между тем, главной загадкой плато Наска являются вовсе не бросающиеся в глаза три десятка рисунков, которым большинство самодеятельных исследователей посвящает все свое внимание. Основное содержание плато, протянувшегося более чем на 50 километров с севера на юг и на 5–7 километров с запада на восток, – всяческие линии и полосы. Их насчитывается около 13 тысяч, кроме того, известно еще не менее 700 геометрических фигур, включая разнообразные трапеции, многоугольники и спирали.

 

Загадки геоглифов

 

Общая панорама плато Наска напоминает громадную чертежную доску, испещренную идеально ровными линиями. Эти «линейные геоглифы» вытянулись до самого горизонта по пересеченной местности, строго следуя своему направлению. Даже современными геодезическими методами выполнить подобную работу было бы непросто. Единственным указанием на разметку линий являются остатки деревянных свай, вбитых в почву на некоторых «реперных точках». Эти находки датируются примерно VI веком нашей эры. По краям плато найдены и захоронения древних индейцев вместе с остатками их поселений.

По своей сути «линии Наска» представляют собой канавки глубиной в 25–30 сантиметров. Геоглифы многократно накладываются друг на друга, что говорит о целой эпохе их создания, включая несколько основных этапов. При этом более поздние изображения не уничтожают своих предшественников.

Загадочно и то, что на плато отсутствуют следы древних строителей артефактов – нет троп и дорог, каких‑либо временных сооружений. А для выполнения такого объема работ по изготовлению полос в несколько десятков метров шириной и в сотни метров длиной требовались многие сотни рабочих, которые должны были оставить после себя обширные «культурные слои».

 

Астроархеология плато

 

Еще Пол Косок, а затем Мария Райхе доказали в своих научных трудах, что взаимное расположение, пропорции и размеры «линий Наска» подчиняются определенным и достаточно строгим математическим соотношениям. Причем четко видно, что геоглифы Наска создавались разными поколениями строителей, по своим оригинальным «авторским» схемам.

За полвека своих уникальных исследований доктор Райхе пришла к выводу, что культура геоглифов Наска была однозначно связана с астрономическими наблюдениями, применявшимися в астрологических и культовых обрядах. Райхе утверждала, что в дни солнцестояний лучи солнца ложатся точно по направлениям некоторых линий рисунков. По сути, она предложила концепцию самой масштабной в истории человечества «обсерватории под открытым небом» в которой происходили своеобразные «астромистерии», характерные для древних культур Мезоамерики.

Однако другой известный специалист по астроархеологии Джеральд Хокинс придерживается иного мнения. В семидесятых годах прошлого века он организовал несколько экспедиций на плато, систематизировав и изучив все основные артефакты. Затем он применил методы статистической обработки для построения математических моделей, которые выявили, что только не более 20 процентов всех геометрических фигур могут иметь «астрономическое содержание».

 

Пальпа Пампа

 

TOC