LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Тибетская медицина – это просто!

Наиболее серьезные изменения характера могут даже свидетельствовать о близкой смерти человека. Такие перемены в тибетской медицине называются «изменением обычного». В этом случае характер человека становится несносным, его одолевают негативные эмоции: гнев, ненависть, зависть, подозрительность, злоба и другие.

И наоборот отсутствие негативных эмоций свидетельствует о физическом здоровье человека.

Итак, характер человека в основном определяется доминированием той или иной «доши». Такое преобладание означает ее увеличение по сравнению с двумя другими «дошами». И здесь мы возвращаемся к одному из самых важных пунктов в тибетской медицине: вопросу о происхождении болезней. Так как же возникают болезни?

Прежде всего, любая болезнь всегда бывает связана с той или иной «дошей». «Не бывает болезней, не вызванных доша» («Чжуд‑Ши»). Это значит, что все болезни разделяются на болезни Слизи, болезни Желчи и болезни Ветра.

Поскольку «доши» Слизь и Ветер принято относить к «холодной» природе, то на их основе развиваются болезни «холода». Желчь, напротив, имеет «горячую» природу, и поэтому на ее основе развиваются болезни «жара».

Все начинается с того, что та или иная «доша» накапливается в организме. Такое накопление, или увеличение, происходит в силу ряда факторов, к которым относятся: характер питания и образ жизни, климатические условия, сезон года, возраст.

Например, злоупотребление крепкими спиртными напитками, острой, горячей и соленой пищей, а также проживание в жарком и сухом климате приводит к увеличению Желчи.

Увеличение (накопление) Слизи происходит, в первую очередь, из‑за злоупотребления сладкой, тяжелой, холодной и жирной пищей, пребывания в холоде и сырости.

Длительное употребление грубой, легкой, низкокалорийной пищи, голодание, физическое и умственное переутомление, а также холодная и ветреная погода вызывают усиление Ветра.

Детство соответствует наибольшей активности Слизи, зрелость – активизации Желчи, а в старости усиливается Ветер.

Накопление той или иной «доши» само по себе еще не является болезнью, однако приводит организм в такое состояние, когда до болезни остается «полшага». Теперь достаточно лишь легкого толчка, чтобы накопившаяся «доша» пришла в движение. Такое движение, или возбуждение, и вызывает болезнь.

Придя в движение, «доша» распространяется в организме, поражая его органы и системы. Эти органы‑мишени называются в тибетской медицине «входными дверями» болезней. О распространении болезней в теле человека сказано, что они входят, «по коже разбрасываясь, по мясу распространяясь, по сосудам разбегаясь, в кости вонзаясь, на плотные органы падая, а в полые – проваливаясь» («Чжуд‑Ши»).

Поскольку развитие любой болезни начинается с увеличения той или иной «доши» – Слизи, Желчи или Ветра, – становится понятно, что человек, в организме которого эта «доша» от природы преобладает, ближе к болезни, связанной с ее возмущением. Это и есть природная предрасположенность к заболеваниям.

Если бы на свете существовали идеальные люди, они бы никогда не болели. У таких людей все три «доши» пребывали бы в равновесии, и ни одна из них не преобладала бы над другими. Однако идеальных людей не существует. Даже те, кто обладает «характером бодхисаттвы» все же не совсем идеальны. Что же говорить о людях с явным преобладанием одной или двух «дошей»!

Но ведь именно отклонения от «идеального образца» и создают все многообразие характеров, внешностей, личностей. Каждый человек уникален и не похож ни на кого другого – в этом состоит его индивидуальность. Но это означает и его предрасположенность к тем или иным болезням.

Можно сказать, что насколько мы все отличаемся друг от друга, настолько разным болезням мы подвержены.

Люди с преобладающей «дошей» Желчь от природы предрасположены к болезням Желчи: желчнокаменной болезни, холециститам, гепатитам, панкреатитам, сердечно‑сосудистым заболеваниям: гипертонии, ишемической болезни сердца, инфаркту, инсульту и др.

Люди с преобладанием Слизи больше подвержены болезням «холода» Слизи: ожирению, лимфостазам, полипам и опухолям, бронхиальной астме, бронхитам, сахарному диабету и т.д. А люди с преобладанием Ветра будут склонны к болезням Ветра: нервным расстройствам, хронической усталости, невритам, логоневрозу и др.

Значит ли это, что болезни неизбежны? Оказывается, нет. Тибетская медицина утверждает, что «нормальный человек, у которого в теле нет никаких изменений, должен жить долго и без болезней» («Чжуд‑Ши»).

Для того чтобы избежать болезней, человек должен скомпенсировать в своем организме преобладание той или иной «доши». Вспомним, что врожденный тип характера – не единственная причина накопления Слизи, Желчи и Ветра. Существуют и другие факторы. Перечислим их еще раз: характер питания, образ жизни, а также (в меньшей степени) климатические условия, сезон года, возраст.

Вот и ответ на вопрос. Для того чтобы скомпенсировать увеличение той или иной жизненной основы, нужно правильно питаться и вести образ жизни, соответствующий своему типу.

Благодаря правильному питанию и образу жизни преобладание той или иной «доши» будет скомпенсировано, и в организме будет сохраняться равновесие. Если же время от времени (например, под влиянием погодных аномалий или сезона года) равновесие будет нарушаться, нужно вовремя применить соответствующие тибетские фитопрепараты – особые порошки и пилюли, изготовленные из лекарственных растений и минералов. «Если эти три – образ жизни, питание и лекарства – соблюдать как положено, можно жить спокойно, не зная болезней» («Чжуд‑Ши»).

Насколько все люди различны, настолько различны их болезни. И настолько же различны рекомендации относительно питания и образа жизни, чтобы этих болезней избежать. То, что полезно для одного, может быть вредным для другого.

Соблюдение этих рекомендаций необходимо для того, чтобы скомпенсировать увеличение той жизненной основы, которая преобладает над другими. Но не меньшую угрозу для здоровья представляет и недостаток той или иной «доши», или ее истощение, которое также служит источником болезней. Таким образом, болезни могут развиваться по двум различным сценариям: из‑за увеличения «дошей» и из‑за их истощения.

Первый тип заболеваний называется «янским» и происходит из‑за перехода «доши» в состояние возбуждения (Ян). Второй тип – иньский и соответствует переходу «доши» в состояние упадка (Инь). Равновесие между энергиями Инь и Ян в организме является таким же необходимым условием здоровья, как и равновесие между тремя «дошами».

Теперь давайте резюмируем все, что мы узнали:

 

Организм человека – это единая система, которая поддерживается тремя жизненными основами, или «дошами»: Слизь, Желчь и Ветер. Каждая «доша» отвечает за свои функции, органы и системы.

 

С расстройством каждой из трех «дошей» связаны совершенно определенные болезни. Причем расстройство «дошей» может происходить как по сценарию возбуждения (Ян), так и по сценарию истощения (Инь).

 

Все люди различаются по характеру и степени преобладания одной или двух «дошей». Это значит, что каждый человек от рождения предрасположен к тем или иным, вполне определенным, болезням.

 

TOC