LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Управление ИТ-архитектурой организации: проектирование, анализ, оптимизация и трансформация. Том 2

Отзывы

 

Информационные технологии навсегда вошли в нашу жизнь. Можно даже сказать, что в современном бизнесе они являются одним из важнейших средств производства. Поэтому управление ИТ‑архитектурой на протяжении всего её жизненного цикла стало обязательной задачей для каждой организации.

Новая книга Романа Исаева является хорошим практическим пособием для руководителей и специалистов, ответственных за ИТ‑архитектуру. Эту книгу выгодно отличает от других насыщенность примерами конкретных рабочих продуктов, сопровождающих жизненный цикл ИТ‑архитектуры. Рекомендую!

Пинаев Д.А. Директор

ГК «Современные технологии управления»

 

 

Мы, как институт, хотим отметить, что данная книга может успешно применяться в повышении квалификации для многих ИТ‑специалистов разных уровней подготовки и специализаций. Автор работает в данной профессиональной области более 15 лет, поэтому очень приветствуем его решение поделиться накопленным опытом и выпустить данную книгу. Уверены, что каждый читатель найдет в ней полезную для себя информацию: идеи, методики, инструменты и примеры для решения практических задач.

Петрова Г.Ю. Директор

АНО ДПО «Институт современного банковского дела»

 

 

Задачами проектирования и оптимизации ИТ‑архитектур занимаются многие организации. Их важность и объём с каждым годом только растёт. Если сделать обзор русскоязычной литературы, методик и комплексных примеров (кейсов) на эту тему, то их очень мало, особенно практических, а не учебных. Поэтому данную книгу можно считать уникальным сборником, в котором систематизирована самая актуальная информация. Она поможет повысить эффективность, качество и оперативность выполнения ИТ‑задач и ИТ‑проектов.

Проектирование и оптимизация ИТ‑архитектуры невозможны без процессного подхода в управлении ИТ‑архитектурой, без управления технологическими рисками и операционной надежностью. И в дальнейшем требования к операционной надежности ИТ‑систем будут возрастать.

Новая книга Исаева Романа содержит большой объем практических материалов и методик, которые помогут системно и комплексно подойти к управлению ИТ‑архитектурой организации.

Рекомендую всем коллегам и специалистам, особенно бизнес‑аналитикам и системным аналитикам!

Чечулина Е.Г. Начальник Управления банковских технологий и бизнес‑процессов

ПАО «Банк «Екатеринбург»

 

 

1. Методика построения и развития ИТ‑архитектуры организации

 

ИТ‑архитектура является одним из важнейших компонентов организации (корпоративной архитектуры). Есть различные стандарты, подходы и модели (framework) к построению и развитию ИТ‑архитектуры и корпоративной архитектуры, например: ITIL, TOGAF, ISO 15288, 20000, 27000, Zachman, COBIT, IT4IT и др. В данной главе рассмотрим комплекс основных этапов, который уже многократно зарекомендовал себя и апробирован во многих организациях. Каждый этап состоит из набора взаимосвязанных задач и инструкций. Детальные примеры приведены в источниках [1] и [2].

Для создания всех графических моделей, реестров и справочников (классификаторов) по ИТ‑архитектуре рекомендуется использовать специализированные программные продукты, например Business Studio + IT Architect [5], Archi, Microsoft Visio + Excel. Ключевыми исполнителями данных работ являются: ИТ‑архитектор и ИТ‑департамент в целом, процессный офис (или департамент бизнес‑архитектуры), рабочие группы (команды) по соответствующим направлениям.

Хотелось бы обратить внимание, что перечисленные далее этапы и задачи не являются разовыми, а должны выполняться постоянно с определённой периодичностью. Т.е. необходимо актуализировать и развивать все модели, справочники (классификаторы) и документы, выпускать новые версии, управлять изменениями. Иначе всё это потеряет ценность и перестанет соответствовать реальной внутренней деятельности организации и внешним факторам (требованиям, условиям).

 

12 этапов построения и развития ИТ‑архитектуры организации

 

Для данных этапов не обязательна строгая последовательность, некоторые из них могут выполняться параллельно (в зависимости от специфики организации).

 

1. Разработка ИТстратегии

Включает стратегические карты, планы проектов и задач, бюджеты по всем компонентам и уровням ИТ: архитектура приложений, данных, системных технологий, оборудования и др. Эффективность, результативность и качество выполнения планов рекомендуется оценивать с помощью комплексной системы показателей KPI, которые также включаются в систему мотивации соответствующих специалистов и руководителей.

Особенно важно при разработке ИТ‑стратегии выделить критичную архитектуру и сконцентрировать на ней максимальные ресурсы и внимание. Критичная архитектура– это совокупность бизнес‑процессов, ИТ‑систем и других компонентов в работе организации, имеющих приоритетное значение в области операционной надёжности, обеспечения непрерывности и стабильности деятельности.

ИТархитектура организации– это совокупность взаимосвязанных технологических и технических (программно‑аппаратных) решений и компонентов, обеспечивающих эффективное функционирование бизнеса.

 

2. Разработка иерархического реестра (каталога) всех ИТсистем и ИТплатформ организации

В точки зрения TOGAF должно быть построено два иерархических реестра (дерева): слой приложений (application layer), слой системных технологий и ИТ‑платформ (technology layer).

Первый слой (реестр) необходимо детализировать до модулей и функций (см. Рис. 1.1). В зависимости от размера организации данный реестр может иметь 5–8 и более уровней детализации (иерархии).

Перечислим минимальный набор ИТ‑систем (приложений), которые работают практически в каждой организации.

• CRM и Front‑office (маркетинг, продажи, работа с клиентами)

• Электронный документооборот (ЭДО)

• Кадровые и зарплатные системы

TOC