LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Звонок для родителя. Как дать ребенку качественное образование вне школьных стен

Причина такого столпотворения в том, что в школу пошли дети родителей, принадлежавших к поколению Х и миллениалам: эти дети появились на свет в период 2005–2010 годов, когда рождаемость в стране была на подъеме[1]. И с каждым годом число школьников только растет. Так, в 2019 году в первый класс отправились 15,7 миллиона учеников, а к 2024 году эта цифра вырастет почти на 3 миллиона![2]

Сложно представить, что может усвоить семилетний ребенок в таком переполненном классе – и какой харизмой и ораторскими талантами нужно обладать учителю, чтобы удержать внимание 30–40 детей на протяжении всего урока, особенно если учесть, что внимание в этом возрасте у детей не слишком устойчивое[3], они легко отвлекаются на болтовню соседа или смешки с задней парты.

Еще не так давно существовала норма, согласно которой в классе не должно учиться более 25 детей, однако в 2015 году ее из СанПиНов[4] убрали. Во что превращается урок в таких условиях? Часть времени неизбежно уходит на восстановление дисциплины в классе, особенно после большой перемены, когда дети, устав от неподвижного сидения, носятся по коридорам. Еще часть тратится на проверку домашнего задания; при этом большинство детей откровенно скучают, маются, переговариваются, хихикают, играют под партами в телефоны. Чтобы объяснить новую тему, у учителя остается минут пятнадцать‑двадцать – максимум, на что он может рассчитывать, и, если повезет, некоторые дети его услышат, поймут и запомнят какую‑то информацию. Выходит, львиную долю времени дети в школе проводят совершенно бессмысленно, зато переутомляются из‑за раннего подъема, большой загрузки и шума на переменах.

 

«Я не расслышал»

 

Шумовое загрязнение

Повышенные уровни шума негативно влияют на психику[5] и интеллект. ВОЗ считает, что порог фонового звукового давления в образовательных учреждениях не должен превышать 35 децибел, иначе у учащихся снижается концентрация внимания и ухудшаются когнитивные способности[6]. Для сравнения: тихий шелест листьев на расстоянии метра от человека – это 10 децибел, обычная речь – 40, шум двигателя легкового автомобиля – 55 децибел, а громкий разговор – 70.

В Швеции были проведены исследования, которые показали, что из‑за шума дети и подростки часто плохо понимают прочитанное[7]. Речевой гул в классе составляет в среднем 65 дБ и серьезно мешает выполнять устные задания, считать, отвечать на вопросы. Больше всего от шумового загрязнения страдают дети, которые вдобавок ко всему не выспались, простудились или неважно себя чувствуют[8].

У постоянного гама есть и еще один минус – по данным Европейского общества ларингологов, 50 % учителей страдают от необратимых повреждений голосовых связок, вызванных необходимостью постоянно говорить громко[9].

Кроме того, шум снижает работоспособность и у педагогов, и у школьников. Так, по исследованиям немецких ученых, на работе в опенспейсе (а ведь по сути класс – это и есть опенспейс) сотрудники отвлекаются на визуальные помехи в среднем около 600 раз за день, а это около 40 часов в год, или пять рабочих дней. При интенсивном шуме производительность труда снижается на 66 %, причем 99 % опрошенных говорят, что больше всего их отвлекают посторонние разговоры[10].

А при низком уровне шума и учителя, и дети, напротив, работают более вовлеченно[11] и сосредоточенно[12], в результате чего улучшаются и оценки[13].

 

«Он душнила»

 

Выгорание учителей


[1] Бобылев С. Динамика изменения населения России с 1897 года // ТАСС. 2019. 24 января. URL: https://tass.ru/info/6036200.

 

[2] Милкус А. Чтобы разгрузить переполненные классы, в России снова будут строить пятиэтажные школы // KP.ru. 2019. 15 октября. URL: https://www.kp.ru/daily/27042/4107132/.

 

[3] Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителя / Под ред. И. В. Дубровиной. М. 2003.

 

[4] СанПиНы – бытовое сокращение длиннейшего бюрократического названия «Санитарно‑эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». – Здесь и далее прим. ред.

 

[5] Babisch, W. Cardiovascular effects of noise. In: JO Nriagu (Ed.) Encyclopedia of Environmental Health // Elsevier, Burlington; 2011. С. 532–542.

 

[6] Berglund B., Lindvall T., and Schwela, D.H. (accessed July 11, 2013). Guidelines for Community Noise // World Health Organization (WHO), Geneva; 1999.

 

[7] Влияние шума в образовании. Результаты исследований // Ecophon. URL: https://www.ecophon.com/globalassets/media/pdf‑and‑documents/ru/catalogues/research‑summary‑education‑ru_2021.05.21‑2‑final.pdf/.

 

[8] Акустическая эргономика школы. Tiesler, Oberdöster, 2006. С. 2, 11, 14, 20.

 

[9] URL: https://dcum.dk/undersoegelser/indeklima‑og‑fagligt‑udbytte.

 

[10] Banbury S.P. and Berry D.C. Office noise and employee concentration: identifying causes of disruption and potential improvements // Ergonomics 48:1. 2005. С. 25–37.

 

[11] Эссексское исследование по всеобщей оптимизации акустики класса. Canning, James, 2012. С. 3, 18, 19, 26.

 

[12] Влияние укрепления здоровья на работоспособность в школьном образовании. Schönwälder, Stöver, Tiesler, 2008. С. 3, 14, 20.

 

[13] Влияние шума в классе и внешнего шума на академическую успеваемость детей. Dockrell, Shield, JASA, 2008. С. 3, 9.

 

TOC