Баба-Яга в шоке
Наташа согласилась на поездку нехотя. Лене не малого труда стоило уговорить подругу: ведь та не хотела даже на день расставаться с любимым Тошей. Пока Лена с Наташей были детьми, бабушка Катя была не против того, чтобы и Антон на лето приезжал вместе с девчонками пожить в деревне. Когда детки повзрослели, она воспротивилась этому: «Не гоже взрослому парню в одной хате с девками проживать, так и до греха дойти может! Что я родителям скажу? Грех он и есть грех! Я женщина старых порядков! – бабуля строго грозила, подняв указательный палец над головой, и добавляла напоследок. – Честь береги смолоду…» И всё в том же духе. После чего начинался длинный рассказ про то, как в стародавние времена до сватанья и свадьбы девушки с парнями гуляли. Девчонки молча слушали бабушкины нравоучения и даже не пытались ей перечить – это было бесполезно.
Лена с Наташей попрощались с Антоном и договорились созваниваться ежедневно. До деревушки со смешным названием «Саринка» можно было добраться только на личном транспорте или рейсовом автобусе. Ехать приходилось по просёлочной, ухабистой дороге почти целый день, но это того стоило. Саринка находилась в красивейшем месте, окружённая первобытным лесом и цветочными полянками с краснеющей земляникой. Рядом с деревушкой протекала неглубокая, но извивающаяся, как змея, речка Чернушка – любимое место, как для купающейся детворы, так и для рыбаков.
Зимой деревня пустовала. Правда, несколько местных аборигенов не покидали свои дома и жили в них безвыездно круглый год: «Куда нам старикам деваться? На родной земле век доживать будем. Где родился там и сгодился. Да и куда мы от могил своих родных уедем? Нет, уж эту красоту не за какие коврижки не променяем!» – упрямо твердили они.
С наступлением весны в деревню начинали съезжаться садоводы, и Саринка оживала. Летом на каникулы подтягивались студенты, школьники и детсадовская мелюзга – жизнь на Саринке закипала.
Все в деревушке друг друга знали. Ленкина компания сдружилась ещё в детстве. В городе ребята практически не встретились, да и списывались редко, а здесь они были не разлей вода.
Днём в хорошую погоду молодёжь собиралась у речки где безмятежно проводила своё время: купаясь, загорая, играя с мячом, и в другие весёлые игры. Когда начинали поспевать ягоды: земляника, малина, смородина, черника, а из земли пробивались первые грибочки – дружная компания бежала в лес собирать вкусные дары природы. В дождливые, пасмурные дни ребята всем скопом заваливались к кому ни будь в гости: где весело травили анекдоты, обсуждали новости или просто смотрели телепередачи. Деревушка хоть и находилась далеко от цивилизации, но могучий интернет с телевиденьем добрались и в эту глухомань. Спутниковые, поблёскивающие тарелки, как огромные грибные шляпки возвышались над старыми, покосившимися избами. Со стороны было весело наблюдать за этой картиной, а когда старички начинали хвастаться и спорить у кого тарелочка больше и круче – это была полная умора.
Ещё молодёжь любила слушать стариковские страшилки про всякую сказочную нечисть. Когда в деревне начиналась гроза, и в домах отключали электричество, вся компания собиралась в доме у Ленкиной бабушки, та была знатной рассказчицей. Катерина затапливала печь и под тихий треск горящих поленьев, в сумрачной темноте начинала свой рассказ. За окнами гремел гром, небо разрывали молнии, но в деревенской, старенькой избе было тепло и уютно. На небольшой кухоньке компания рассаживались по ближе к тёплой печи. Лена – как хозяйка дома – сидела с кочергой и следила за огнём в топке. Бабушка Катя зажигала лучину, и всем казалось, что время повернуло вспять – лет так на двести. С замиранием сердца под зловещий грохот грома и адские разрывы молний, прижавшись друг к дружке, ребята слушали старые байки про домовых, упырей, оборотней и чертей.
БАБУШКИН РАССКАЗ.
В один из таких дождливых вечеров Бабушка Катя, стоя у окна в полумраке, по просьбе ребят таинственным, тихим голосом начала свой рассказ:
– Давно это было… Здесь неподалёку деревня стояла. Сейчас уж нет её… Всё лесом поросло. Война тогда была… страшная. Все мужики на службу ушли – родину защищать. В деревне бабы, дети да старики остались. Так вот… наступило Рождество Христово. Не знаю, как в городах, а в русских деревнях его всегда чтили и славили. До войны народ уж больно весело с душой в святую неделю входил: с песнями, с плясками, а колядки какие устраивали!.. А тут год военный: честному люду не до веселья и колядок было, но и не отпраздновать Рождество тоже не могли. На святки все бабы и девки собирались у кого‑нибудь в доме – по очереди. На этот раз очередь выпала на избу бабки Варвары. В деревне старуху побаивались и относились к ней с осторожностью. Слухи ходили, что она с чертями дружбу водит, поэтому в доме у неё всегда и деньги водились, и достаток был. Обижать Варвару не осмелились, да и та бутыль с самогонкой пообещала на стол выставить, так и собрались на празднование в её доме. Война была, жили скудно, поэтому на стол несли всё, кто что мог: картошечки варёной, сальца, капустки квашеной или огурчиков солёных, ягодок сушёных, яблочек мочёных, а кто и лепёшек из лебеды.
– Бабушка, лепёшки из лебеды – это как? – перебил чей‑то удивлённый голосок.
– Ох ребятушки, вам сейчас уж и не понять будет! Хлебушек печь не из чего было. Зерно, муку, мясо, овощи какие – всё фашисты забирали: они тогда в соседней деревне обосновались. Правда сельчанам оставляли какие‑то крохи, что б уж те совсем с голоду не пухли. А лебеда – это травка такая сорняковая – везде где надо и не надо растёт. С ранней весны по самую осень её собирали вместе с крапивой и другими пригодными для еды травами, потом их сушили, перетирали, добавляли немного муки и пекли те самые лепёшки. Ну да ладно, слушайте дальше… Света в избах не было, вот прямо, как сейчас… Вечерами зажигали свечи, керосиновые лампы, или просто жгли лучину. Зима… январь месяц. Уж больно рано темнело, а в святки вся нечисть на волю с темнотой выползает и шалить начинает. Проказничает люто, страху на люд нагоняет. Так вот народ за столом выпил, закусил, как полагается бабы, убиенных на войне, помянули. Наступила пора святки песнями славить да Илию петь.
– Бабушка Катя, про святки мы слышали, а что такое Илия? – тихо спросил чей‑то девичий голосок.
– Как‑же вам объяснить то попонятнее? Илия – это обряд такой старинный, когда гадают на весь предстоящий год. Одна из женщин берёт небольшой мешочек, все, кто хочет погадать, кладут в него какую‑нибудь свою вещь: колечко, серьгу или брошь какую – что‑то маленькое. Дальше, приплясывая, начинают петь куплеты наподобие этого:
«Сей мати муку, пеки пироги.
К тебе мати сваты, ко мне женихи».
Пока куплет поётся, женщина трясёт мешок, перемешивая содержимое. Как только пение заканчивается, она достаёт из мешка один из предметов: кому он принадлежит у того и случится то, про что в куплете спето было. Куплетов тех много было – на все случаи жизни – и не для всех те предсказания добрыми выпадали. Так вот, в самый разгар веселья в дверь постучали…
Катерина не успела договорить, как за окном прогремел раскатисто гром, и полыхнула молния. Ребята вздрогнули и ещё сильнее прижались друг к дружке. Бабушка сделала длинную паузу.
– Пришёл то, кто? Бабушка, рассказывай дальше. – с нетерпением сказала Лена.