Черный снег вермахта
Они проехали по ней сотню метров и остановились. Деревья надежно скрывали их от машин, проносящихся по дороге. Шубин спешно наладил рацию, а затем составил радиограмму следующего содержания: «В Изюме стоят две части: 48‑я танковая дивизия и 12‑я механизированная. В частях большая нехватка солдат. Также не хватает снарядов следующих калибров…» И Шубин перечислил те калибры, которые ему продиктовал начальник штаба фон Бюдов. А в конце радиограммы он написал: «Слухи о скором прибытии в этот район немецких подкреплений подтверждаются. Немцы ожидают прибытия трех танковых дивизий». Теперь данные можно было передавать.
Пока Шубин работал с рацией, Мельник решил вопрос с немецким водителем. Он вытащил его из машины, нанес ему удар ножом в сердце и зарыл в куче снега. Неотложные дела были сделаны, можно было ехать дальше.
Глава 4
День уже клонился к вечеру, когда разведчики подъехали к окраине Славянска. Впереди показался немецкий КПП, и оба разведчика приготовились к самому худшему. Однако когда они приблизились к контрольному пункту вплотную, выяснилось, что он пустой.
– Слиняли фрицы, – констатировал Мельник. – Может, они уже и из Славянска сбежали?
Однако он ошибся. Когда разведчики достигли первых домов города, они увидели, что немецкие саперы строят здесь земляной вал, оборудуют огневые точки. Саперам помогали люди в разномастной форме: здесь были интенданты, артиллеристы и даже медики. Дорога была перекопана, на ней стоял знак «Объезд», стрелка указывала направо.
– Нет, Петр, наши враги просто так не намерены сдаваться, – сказал Шубин. – Они будут драться. И, скорее всего, они передвинули КПП дальше в город. И там нашу машину могут осмотреть, и у часовых могут возникнуть вопросы.
– И что мы будем им отвечать? – поинтересовался Мельник.
– А ничего не будем, – заявил Шубин. – Дело в том, что я решил не въезжать в Славянск. На кой он нам сдался? Повторять трюк, который я проделал в Изюме, – явиться к командиру самой большой части и объявить себя посланцем Манштейна – не стоит. Надо менять методы работы. Повторять все время один и тот же прием – верный путь к провалу. И потом, что мы можем узнать в их штабе? Главное мы и так знаем. Немцы не собираются сдавать город без боя, они строят на окраине укрепленные позиции. Людей им явно не хватает: видел, кого они нагнали на строительство укреплений? Только артистов там не хватало. Так что еще одну радиограмму в штаб я могу отправить прямо сейчас. А чтобы собрать более подробные сведения, нам нужно проехать дальше Славянска. А главное – необходимо сменить обличье. Я должен стать как минимум майором. А ты, допустим, ефрейтором. Или, скажем, фельдфебелем.
– Против фельдфебеля не возражаю, – сказал Мельник. – И куда мы в таком случае едем?
– Минуем их новый КПП и поедем на запад, – скомандовал Шубин. – Нам нужно в Барвенково, а еще лучше – в Лозовую. Это крупная станция, ее немцы просто так не отдадут. Нет, за Лозовую они будут драться до последнего. А там уже близко Запорожье, где расположился Манштейн со своим штабом. Там мы можем получить самую свежую, самую важную информацию. Итак, едем в Лозовую.
– Как скажете, герр капитан, – сказал на немецком языке Мельник. – В Лозовую так в Лозовую!
Спустя несколько минут дорога свернула налево, к въезду в город. И там глазастый Мельник действительно разглядел шлагбаум и возле него солдат. Там стоял новый КПП. Но разведчики туда не поехали. Мельник свернул направо, проехал еще сотню метров по ухабистой дороге и вырулил на шоссе, ведущее на запад, в Лозовую, и далее – в Запорожье.
Движение на шоссе было оживленное, и Мельнику некогда было глядеть по сторонам. А вот Шубин внимательно вглядывался в машины, идущие в обе стороны. Как он вскоре заметил, на запад из Славянска шли в основном машины с красными крестами на боку: видимо, немцы вывозили из города раненых, эвакуировали госпитали. А навстречу шли грузовики с солдатами или другие грузовики, забитые какими‑то ящиками. Это подтверждало предположение Шубина о том, что противник собирается бороться за Славянск и посылает в город подкрепления в живой силе, а также, по всей видимости, боеприпасы. Танки в Славянск не шли, артиллерии тоже заметно не было. Это могло означать только одно: ни того ни другого у немецкого командования в запасе не было.
– Ну‑ка, Петр, останови вон в тех кустах, – скомандовал Шубин. – До ветру надо сходить.
Однако когда Мельник остановил машину, где ему сказали, разведчик не спешил выходить из нее. Он вновь настроил рацию и передал в штаб генерала Попова новое сообщение. Он информировал командование, что немцы собираются удерживать Славянск, но сил для этого у них мало: нет ни танков, ни артиллерии в необходимом количестве. Противник не уверен, что сможет удержать город, поэтому эвакуирует из него всех раненых. Закончив передачу данных, Шубин сложил рацию, и машина продолжила путь к Лозовой.
Два донесения, отправленные в этот день Шубиным, добавили командованию отдельной танковой группы уверенности. В результате наступление советских войск в этот день развивалось по нарастающей. Генерал Попов, как и его начальник штаба, обратили внимание на первое донесение, в котором сообщалось о том, что к немцам вот‑вот подойдет подкрепление. Но, поскольку это подкрепление еще не появилось даже в Запорожье, сдерживать из‑за него движение советских войск, строить линию обороны не имело смысла. Поэтому весь день 2 февраля три дивизии группы Попова наступали. Они выбили противника из Изюма, а в ночь на 3 февраля начались бои на окраинах Славянска. К утру сопротивление врага было сломлено, советские танки ворвались в Славянск. После короткой передышки советские части двинулись дальше – на Лозовую, а затем на Запорожье. В то же время войска Воронежского фронта стремительным броском окружили немецкие войска в Харькове. Группа «Ланц» попала в такой же котел, как до этого 6‑я армия Паулюса в Сталинграде…
Разумеется, ничего этого Шубин и Мельник не знали. Поздним вечером 2 февраля они подъехали к Лозовой. Когда впереди показались первые дома станции, Шубин сказал:
– Стоп машина. Тут нам ехать нельзя. Тут никакого хаоса, вызванного отступлением, нет, и на нашу машину будут смотреть очень внимательно. А нам их внимание не нужно. Поэтому давай‑ка ты ищи какой‑нибудь проселок, проулок, по которому мы можем въехать на станцию незамеченными.
– Так, может, лучше вообще машину здесь где‑нибудь бросить и войти на станцию пешком? – предложил Мельник.
– Так тоже можно. Но попробуем все же проехать.
И Мельник попробовал. Свернув с трассы, он некоторое время двигался вдоль железнодорожных путей. Потом нашелся переезд, и машина под удивленным взглядом стрелочницы переехала на другую сторону путей. Поплутав еще некоторое время по переулкам, разведчики выехали на главную улицу поселка. Здесь Мельник остановился.
– Вот, все сделали, как вы приказали, господин капитан, – сказал он. – Были и проселки, и проулки, и теперь мы в самом центре. Куда дальше?
– Дальше… – задумчиво проговорил Шубин. – Дальше, я думаю, мы пойдем пешком. Машина нам больше не понадобится. Приткни ее где‑нибудь в сторонке, чтобы она глаза не мозолила, и пусть стоит.
– Будет сделано, – отозвался Мельник.
Он проехал немного вперед и остановил «Опель» возле какого‑то забора. Разведчики забрали из автомобиля свои вещи и вышли.