LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Чёрная метка

– В ответ на такую критику со стороны правительства, Совет национальной безопасности и обороны Украины обнародовал подробный пресс‑релиз о том, что оружие было продано полностью легально, а вина с захватом судна лежит именно на правительстве, поскольку именно Министерство транспорта и связи обязано контролировать морские перевозки – особенно при экспорте оружия…

– Серьезно там у них все, – посочувствовал подполковник. – Не по‑детски…

– Не то слово! – тяжело вздохнул хозяин кабинета и зачем‑то опять поднял пустую рюмку:

– Теперь уже ни для кого не секрет, что фрегат, построенный нами для военно‑морских сил Индии, прямо сейчас, прямо отсюда, направляется к сомалийскому побережью. На боевое дежурство.

– Да, я слышал об этом по телевизору…

– Согласись, Миша, ведь неплохо воюют индусы? Топят пиратов без церемоний…

– Мы тоже, между прочим, можем, – напомнил подполковник Иванов.

– Можем, – вполне серьезно ответил собеседник. – Можем, но не всегда имеем право. К тому же, как ты знаешь, есть трудности чисто технического характера. Это раньше через Гибралтар туда и обратно наши подводные лодки бегали, когда захочется: тихо пристраивались под брюхо к какому‑нибудь большому советскому танкеру или сухогрузу, так что никакая акустика, никакие гидролокаторы не могла обнаружить. Теперь все по‑другому, не спрячешься. Да и вообще… Польша вступила в НАТО, Восточной Германии просто больше не существует… А ведь еще лет двадцать назад у нас даже на атлантическом побережье были мощные военно‑морские базы: в Гвинее, в Анголе, в той же самой Эфиопии. В йеменском порту Аден, на островах, на Сокторе, к примеру, действовали очень приличные пункты материально‑технического обеспечения. Северный флот опять же постоянно базировался на Кубе – а теперь что?

– Хрен в пальто, – совершенно искренне ответил подполковник Иванов.

Но его реплика осталась без внимания:

– После того как наши просто так, за здорово живешь, ликвидировали базу Камрань во Вьетнаме и кубинскую радиолокационную станцию, остались у героического российского флота только склад в братской Сирии да город‑герой Севастополь на Украине! Да и сам флот…

Очевидно, тема была очень болезненной для любого русского моряка – мужчина в штатском в сердцах подхватил со стола рюмку, плеснул в нее из бутылки и одним махом опрокинул в себя содержимое:

– Можно сказать, ничего от него не осталось. Больше половины кораблей уже списано, остальные потихонечку догнивают у пирсов… Ты, к примеру, знаешь, сколько у нас еще недавно в строю было атомных подводных лодок? Шестьдесят две боевые единицы! А сейчас? Два десятка едва наберется, да и те в море выйти не могут из‑за постоянных отказов техники. Пять сторожевиков осталось – и это из тридцати двух, из семнадцати эсминцев – восемь уже списали, а остальные готовят к списанию… За последние десять лет наше отставание от военно‑морских сил НАТО увеличилось в десятки – в десятки! – раз. Считай, что Балтийский и Черноморский флот мы уже потеряли, на Северном флоте из‑за отсутствия денег почти ничего уже не ремонтируется – так что, судостроительные объединения держатся только на иностранных заказах. А для собственного флота за все эти годы спустили на воду один корвет, оказавшийся почти небоеспособным, да еще дизель‑электрическую подводную лодку морально устаревшего проекта. Вот, пожалуй, и все…

– А как же «Юрий Долгорукий»?

– Да никак! Его еще в советские времена заложили, так что не считается…

– Не считается, – согласился Иванов.

– Так что, еще лет восемь – десять, и о реальном выполнении флотом каких‑то боевых задач, даже по элементарной охране побережья, можно будет забыть окончательно. А тут еще всякие умницы с умниками прямо в самое время затеяли перевод Главного штаба ВМФ из Москвы в Питер… Говорят, кое‑кто посчитал – и за сердце схватился: только на проектирование и развертывание защищенной системы управления военно‑морскими силами уйдет порядка триллиона рублей! Не считая, естественно, расходов по строительству запасного командного пункта на случай войны, где‑нибудь в области. И еще прибавь сюда миллиардов семьдесят на всякое разное обустройство, на ремонт помещений, на передислокацию инженерного училища из Адмиралтейства, на покупку жилья, в конце концов…

Хозяин кабинета затянулся сигаретой.

– Представляешь? Представляешь, сколько они из этих денег еще и разворуют?

– Представляю. Только ты тише говори, я и так слышу.

– Прошу прощения…

Подполковник морской пехоты Михаил Иванов молча кивнул, демонстрируя полное понимание и поддержку: с сухопутными войсками у России тоже дела обстоят не лучшим образом. Нас уже попросили отовсюду, откуда только можно. Скоро, видимо, придется сворачивать последние базы в районе Кавказа, потом придет очередь Приднестровья, Киргизии, Казахстана…

Возможно, конечно, что там, наверху, виднее. Возможно, также, что российский Генеральный штаб выстраивает таким образом стратегическую оборонительную дугу, исходя из геополитической ситуации и новой военной доктрины… однако с точки зрения подполковника все это больше походило на простое предательство национальных интересов и сдачу позиций.

– Слышал, наверное? Господин президент объявил тут недавно, что мы теперь вроде как в срочном порядке собираемся авианосцы строить. Говорят, целых пять штук, не хуже, чем у американцев… – Мужчина в штатском ударил ладонями по подлокотнику кресла:

– Да на какой хрен они нам сдались‑то, спрашивается? На каждый авианосец в боевом походе положено несколько десятков кораблей охраны, снабжения, сопровождения – а где их взять? Где их взять, если даже корвет не меньше, чем в шесть миллиардов обходится? Нет, конечно, можно было бы сэкономить на дачах для адмиралов и на переезде Главного штаба – только вот, кто же такое позволит…

За окном кабинета стемнело, поэтому пришлось зажечь свет.

– Так нормально?

– Нормально.

– Ну, тогда давай опять по делу. Что тебя настораживает во всей этой истории?

– Не понимаю, – пожал плечами подполковник Иванов. – Все‑таки не понимаю я, какого рожна украинские спецслужбы связались с этими самыми исламистами? Мусульмане же – они вроде горылку нэ пьють, сало нэ употребляють… согласись, странная компания!

– Ничего странного. Как известно, украинские военно‑морские силы создавались из обломков Черноморского флота СССР, причем не из самых лучших. Украина тогда получила примерно восемнадцать процентов кораблей, и до сих пор возмущается. Во‑первых, тем, что ей так мало оставили. А, во‑вторых, тем, что ей ничего не досталось, например, от Тихоокеанского флота…

– Не понял? – нахмурил брови Иванов.

– Ну, определенные, скажем так, силы в Киеве убеждены, что две трети военных кораблей, находящихся сейчас на Дальнем Востоке, сошли когда‑то со стапелей украинских верфей…

– И что с того?

TOC