Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 2. Предыстория евреев
В религиозно‑мифологической поэме «Энум Элиш» [10.11] рассказывается о победе Мардука над войском Тиамат, богиней Первозданного соленого океана, олицетворяющей мировой хаос. Мардук, вооруженный луком, дубинкой, сетью и в сопровождении четырех небесных ветров и семи бурь, созданных им для борьбы с одиннадцатью чудовищами Тиамат, вступил с ней в бой. В разинутую пасть Тиамат он кинул «злой ветер», и та не смогла закрыть ее, тело ее страшно раздулось. Затем он бросил свою сеть и опутал ею Тиамат; богиня, пытаясь выбраться из сети, была обессилена. Затем Мардук натянул тетиву лука и прикончил Тиамат метко выпущенной стрелой. Настал черед свиты Тиамат. Одних он уничтожил, другие разбежались в страхе. Кинга, сына Тиамат, он пленил, отняв у него «таблицы судеб», которые определяли миропорядок и давали владеющими ими власть над миром.
Первозданный хаос был уничтожен и Мардук принялся за строительство нового мира, используя в качестве строительного материала тело убитой им Тиамат. Он рассек тело на две части; из нижней сделал землю, из верхней – небо. Череп богини превратился в гору, из её глазниц потекли две великие реки – Тигр и Евфрат.
Но откуда взялся сам Мардук? Как можно понять из «Энум Элиш», Тиамат не была Первозданным океаном, а была лишь его «соленой» частью; его «пресную» часть представлял бог Абзу (Апсу), а некая Мумму олицетворяла тучи и облака (видимо, пар, так как о воздухе ничего не говориться). Да и Первозданного океана как такового не было, а означенная троица являлась Хаосом, с которым надлежало биться приличным богам. Последние, кстати, родились из Хаоса. Так бога Эа (Энки) родили Абзу и Тиамат, а Эа родил Мардука. Далее боги Хаоса решили уничтожить всех своих детей, так как «они были грубыми, шумными и непоседливыми» [10.2]. Деткам, естественно, не понравилась такая перспектива и вот уже бог мудрости Эа убивает своего папашу Абзу и завладевает его царством. Предстояло самое трудное – расправиться с мамкой Тиамат; Мумму, видимо, всерьез не воспринимали.
Трусливые детки стали упрашивать сделать это Мардука. Ведь он один обладал выдающимися качествами, необходимыми для этого [10.2; 10.11]:
«Совершенны были его члены, непостижимы…
Невозможны для понимания, трудны для восприятия.
Четыре было у него глаза, четыре уха;
Когда он шевелил губами, изо рта его вылетал огонь.
Огромны были его уши,
И глаза, числом четыре, примечали все вещи вокруг.
Он был самым высоким из богов, выдающимся был его рост;
Его члены были огромны, он был исключительно высок.»
«Такой зарежет мастерски», – шептались трусливые боги‑собратья. Мардук согласился, но с одним условием: в случае победы он становится владыкой и царем всех богов. На том и порешили. Как герой убил, а затем расчленил богиню‑мать Тиамат, описано выше. А после славной победы Мардук надумал сотворить человека [10.2; 10.11]:
«Я создам дикаря (луллу), человек будет имя его.
Воистину, дикий человек будет создан.
Он будет заниматься службой богам, чтобы им легче жилось.»
Сказано – сделано. И вот уже Мардук с папой Эа режут Кинга, плененного сына Тиамат, и смешав его кровь с глиной, лепят первого человека. Прямо скажем, круто.
А ведь у шумеров предвечный Тиамат был источником всего сущего, он родил богиню Намму, которая стала богиней‑матерью для богов и людей, в том числе и для бога средней руки Мардука…
Но «все течет, все меняется». Пройдет еще каких‑то 500 лет после правления касситов и здесь же, в Вавилоне, финикиец Эзра завершит редактирование Торы, священной книги иудаизма, первой в мире, как считается, монотеистической религии. Мардук в то время был действующим богом, но кто помнит его сегодня? Яхве, единственный бог трех авраамических религий (иудаизм, христианство (где Яхве – бог‑отец) и ислам) воцарился в мире. И не похоже, что собирается уступить эту роль каким‑то там мардукам и атонам. В этот раз все под контролем.
Но вернемся в касситскую Вавилонию‑Кардуниаш. К концу XIII века до н.э. страна вступила в глубокий затяжной кризис, охвативший не только государство, экономику, но и культуру, религию. Деградировали и люди, и боги. Этим воспользовались ассирийцы‑симиты, захватившие и разграбившие Вавилон. Стены его были разрушены, многие жители пленены и угнаны в Ассирию. Завершили разрушение города эламиты‑симиты, захватившие его в середине XII века до н. э. И ассирийцы, и эламиты прихватили с собой статуи Мардука. Царство Кардуниаш перестало существовать.
Примечательно, что предвидя ассирийскую угрозу и понимая, что противостоять ей будет крайне сложно, если возможно вообще, касситские цари позаботились о превращении касситов в привилегированный класс вавилонского общества. Они разделили страну на дома (биту), во главе которых стоял господин (бэл бити), кассит, распоряжающийся всем имуществом дома и отвечающий за сбор общегосударственных налогов, установку и сбор налогов местных, организацию работ по обслуживанию системы ирригации. Это была новая, закрепляющая господство касситов, административно‑олигархическая система страны. Также касситы заняли все руководящие позиции в жречестве, армии, купечестве. Эти дальновидные шаги позволили касситам еще долго сохранять реальную власть в стране при формальном правлении ассирийцев.
Вскоре борьбу против оккупантов‑эламитов возглавил город Иссин (II династия, по‑видимому, возглавляемая также касситами; хотя есть мнение, что во главе ее встали коренные шумеры). Выгнав эламитов из страны, они вернули Вавилону и Вавилонии их докасситские названия и вернули столицу страны в город Вавилон. Это был кратковременный, но эффектный всплеск вавилонской государственности. Вавилонцы сходили в Ассирию и вернули себе плененную статую своего верховного бога. Царь Навуходоносор I огнем и мечом прошелся по Эламу и вернул другую статую Мардука, для которой построил (по другим данным – начал строительство) великий зиккурат Этеменанки, самое величественное здание Месопотамии: квадратное основание со стороной 90 м, семь ступеней‑террас общей высотой 91 м [10.13].