LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 2. Предыстория евреев

Мы уже знаем (см. выше), что прообразом библейского Нимрода является основатель царства Аккад Саргон Великий; кое‑что, возможно, образу Нимрода дали внук (или сын – историки в дискуссии) Саргона Нарам‑Суэн, а также ассирийский царь Саргон II, великий охотник, страстный любитель колесничей охоты на львов. Примечательно, что в переводе М. Кулакова, равно как и в церковнословянском и ряде других, в отличие от синодального перевода не упоминается Ассур в качестве строителя Ниневии. Заслуга эта отдана Нимроду, т. е. Саргону. В этой связи есть теория, что завоевав территорию Ассирии, где‑то 4,3 тлн Саргон возродил к жизни древнюю Ниневию и построил (на месте древних поселений) Ашшур, Арбелу и другие города, взяв под контроль стратегически важные переправы через Тигр.

 

В более мягкой форме дела эти записываются на счет Саргонидов и трактуются так: древние поселения Убейда‑Шумера они сделали городами. И это обросло вполне себе историческими деталями. Так, например, считается, что аккадцы возвели в трех главных ассирийских городах храмы‑зиккураты Иштар, любимой богини Саргона: Иштар Арбельской, Иштар Ашшурской и Иштар Ниневийской. Храмы раскопаны. Иштар Ниневийская стала широко известной и популярной на Ближнем Востоке. Так, её статую дважды посылали египетскому фараону Аменхотепу III для исцеления от болезней. И еще: в руинах ее храма археологи нашли бронзовую голову… Саргона Великого! Чем не свидетельство: «Здесь был Шаррукен!». Вместе с уже цитировавшейся нами (см. выше) надписью Саргона, фрагмент которой гласит: «Когда садовником был я, – Иштар меня полюбила», найденная его голова в её доме дает неплохую идею для романтической поэмы.

 

Выше мы говорили, что до того как спуститься в Шумер и стать богиней Урука, Иштар (её шумерскую ипостась звали Инанной) была богиней древней Аратты, страны лазурита, что в афганском Бадахшане. И что ее дальнейший путь по ойкумене становился Лазуритовым путем. Так любила она этот камень. У автора нет ни малейшего сомнения, что город Арбела был поставлен на лазуритовом пути, вначале с целью контроля за движением ценного камня, а затем – обработки и торговли изделиями из него. Не этим ли объясняется живучесть Арбелы? Ниневия и Ашшур давно превратились в глиняные телли, а Арбела – в современный иракский город‑миллионник Эрбиль.

 

А на каком языке говорили ассуриты Т1а2, сооружая поселение Ниневия? Сразу хочется ответить: «На древнем (старом) ассирийском». Но такого нет и не было в природе! По крайней мере, следы его не обнаружены. Считается, что ассирийцы (не путать с ассуритами!) заговорили сразу… на аккадском, затем перешли на арамейский. То есть получается, что симитские прообразы библейских Элама, Арфаскада, Арама языки свои имели, а Ассура – нет? Такого не может быть, Библия не допустила бы немого сына Сима на свои страницы. (Как глухого и хромого в дом Господен (2Цар 5:6–9).)

 

Наша гипотеза такова. Ассуритов было немного, но, конечно, они имели свой язык; расселяясь на земле многочисленных хурритов, они рисковали быть ассимилированными последними. Как свидетельствуют археологи, самый древний храм Ниневии был посвящен хурритской богине; видимо и говорили в Ниневии по‑хурритски. В какой‑то момент, чтобы сохранить свою идентичность, ассуриты решают покинуть Северную Ассирию, где находилась Ниневия, и уйти в Южную (две части Ассирии разделял река Большой Заб). Так и поступили; на юге построили новое поселение, возможно, Ашшур.

 

Затем состоялся общий исход на юг Двуречья, об этом мы уже говорили выше. Самара, Убейд, Шумер – в итоге ассуриты оказались ассимилированы родственными шумерами‑арфаксидами. Все это происходило в дописьменный период и не оставило следов. Пришло время и шумеры вернулись (если так можно сказать) на бывшие земли бывших ассуритов, в Ассирию, и заселили их, постепенно вытеснив автохтонов‑хурритов. Что надолго вбило клин между месопотамскими симитами и обширным хурритским кланом.

 

Так ассирийцы стали говорить на шумерском языке. Саргон принес в Ассирию аккадский – и ассирийцы заговорили по‑аккадски. Впрочем, как и весь Шумер. Еще позже аккадский постигла участь шумерского: его вытеснил арамейский.

 

С приходом шумеров в Ашшур (так тогда называлась Ассирия) там был образован удаленный шумерский ном с ассирийской спецификой. АЛУМ АШШУР – так он назывался, что означало просто «община Ашшур». Подобно другим шумерским номам, здесь имелось народное собрание и совет старейшин, которые выбирали укуллума – должностное лицо, ведавшее судебными и административными делами. Существовала также и наследственная должность правителя – ишшаккума, который ведал религиозными, строительными и военными делами (вспомним славного Гильгамеша с его «двухпалатным парламентом»! ) [10.20; 10.21]. Часть этих укуллумов и ишшаккумов вошли в список царей Ассирии, сгруппированные как «Цари, жившие в шатрах», «Цари, которые были предками» и, наконец, «Правители Ашшура» [В: Ассирийские цари].

 

Затем пришел Саргон и присоединил города Ассирии к Аккаду, назначив в них своих наместников. Не исключено, что среди наместников‑аккадцев были и хурриты, еще составляющие значительную долю населения Ассирии. К тому же, как мы знаем, хурриты были союзниками аккадцев‑касситов.

 

С концом хамитского Аккада подняли головы симитские сепаратисты Ассирии. Но это был фальстарт, пришли гутии и разрушили Ашшур. Наконец, в Шумере случился ренессанс: к власти пришла III династия Ура. Ее цари считали Ассирию одним из округов своей державы и назначали ей правителей. Один из правителей, некто Зарикум, вошел в историю, оставив древнейшую из дошедших до нас надписей из Ашура, посвященную «ради жизни» урского царя Амар‑Суэна, «бога, дающего жизнь стране», правившего в Ур‑3 приблизительно в 2045–2037 гг. до н.э.

 

Вскоре после этих зарикумовских излияний, воспользовавшись упадком Ур‑III, к власти в Ассирии пришла династия правителей Пузур‑Ашшур («Тайна Ашшура»). Вот уж действительно тайна: откуда пришли, куда ушли? Но удерживали власть около двух веков (с ‑1975 г. по ‑1813 г.). Судя по наличию в царском списке этой династии имен «Саргон I» и «Нарам‑Син», пузуриды были приверженцами аккадцев, возможно, касситами. Оказалось, почти. Археологи нашли несколько тысяч документов из небольшого укрепленного поселения Пузу (современное городище Иорган‑Тепе) в стране гутиев Аррапхэ. Документы эти писаны на аккадском с характерными для хурритов ошибками [В: Ассирийские цари]. Сомнений нет, династию Пузуридов создал гутий Пузур‑Ашшур I.

 

TOC