Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 2. Предыстория евреев
Касситы же воспользовались своим влиянием на Хатти, у которой тоже были свои вопросы к митаннийцам. Несколько походов около ‑1400 г. хеттского царя Суппилулиума I нанесли тяжелый урон Митанни. «Правильные» хурриты громили «неправильных», но кто станет бенефициаром этих погромов? Ассирийские симиты решили, что это – их шанс. Правитель Ассирии Ашшур‑убаллит I захватывает часть митаннийской территории, положив начало непримиримой борьбе двух государств. И присваивает себе царский титул, утверждая, что он – «поставленный Эллилем (Эллиль, он же Энлиль – верховный бог шумеров – авт.)». Именно Эллилем (Энлилем), а не Мардуком. Позиция обозначена ясно: независимая Ассирия считает себя духовной и культурной наследницей симитского Шумера, а не касситского Вавилона.
Звезда Митанни закатилась со смертью её последнего сильного царя Тушратта. От хеттов, ассирийцев и касситов он видел одно спасение – Египет, и даже умудрился заключить с ним мирный договор. Но было поздно. К тому же и не повезло: в Египте разбирались с последствиями реформ Эхнатона. Кровавые распри наследников так ослабили Митанни, что одного удара Ассирии (Салманасар I, где‑то в ‑1250 г.) было достаточно, чтобы её не стало.
Но враги у ассирийцев еще оставались; на севере это хуррито‑касситская Хатти, на юге – касситский Вавилон. Последний, охваченный глубоким кризисом, серьезной силы уже не представлял. К концу XIII века ассирийцы сумели овладеть Вавилоном; III Вавилонская (касситская) династия пала. На какое‑то время в Вавилоне воцарилась касситская же IV Вавилонская династия (II династия Иссина). Ее уничтожил в начале XI века ассирийский царь Тиглатпаласар I. Вавилония была подчинена ассирийцам; вскоре их царь Тукульти‑Нинурта стал и царем Вавилонии.
Данные события предвосхитили или стали началом т.н. «краха бронзового века», сопровождаемого «нашествием народов моря», охватившего, в основном, Эгеиду и Восточное Средиземноморье. Об этом мы поговорим позже, пока же отметим, что и в Двуречье было свое нашествие: на Месопотамию и Сирию из пустынь Аравийского полуострова «нашли» АРАМЕИ.
10.5. ЭЛАМ
Эламиты появились на северо‑восточном побережье Персидского залива где‑то 7,5–7,0 тлн, после того как страна симитов Камбея окончательно ушла под воды Камбейского залива (гл. 5). Пришли они скорее всего морем; спустившись по Инду, шли каботажем вдоль северного побережья Аравийского моря, затем вдоль восточного берега Персидского залива, вошли в устье реки Карун и высадились неподалеку, основав порт‑поселение Тарьяна (современный Ахваз). Позже освоили предгорную часть междуречья Каруна и Керхе, основав города Сузы (Шушен; совр. Шуш), Аван. Не исключен и сухопутный маршрут, пролегавший по югу Иранского нагорья.
Еще раньше, после изгнания хамитов из тибетского эдема около 11 тлн и ухода их на на историческую родину, в Левант, часть их задержалась в горах у истоков рек Хелле и Монд. Они собирались построить лодки, спуститься в залив и догнать основную группу хамитов, двигаясь по Евфрату. Но не сложилось, эти хамиты остались надолго, укоренились; основанное ими поселение позже выросло до города Аншан (совр. городище Тепе‑Мальян близ Шираза) (гл. 3). Ещё позже в устье Хелле появился порт Лиян (совр. Бушир), а некоторые хамиты, переместившись по плато восточнее, построили город Симашки (Шимашки).
Некоторые специалисты считают Элам цивилизацией подобной Шумеру, состоящей из городов‑номов, к числу основных из которых относятся Аван, Сузы, Аншан, Симашки. Другие говорят о двух странах: Сузиане с центром в Сузах и Аншане с одноименным центром; Сузиану нередко отождествляют с Эламом. Третьи сравнивают Элам с Египтом и утверждают, что он – единая страна, исторически разделенная на две части Север с главными городами Аван, Сузы (современные иранские провинции Лорестан, Хузестан) и Юг с главными городами Аншан, Симашки (провинции Фарс, Керман).
Нам же представляется, что административная модель Элама близка к шумерской, а этно‑политическая – к египетской, т.к. эламский Север – симитский, Юг – хамитский (в Египте наоборот). Есть и исторические аналогии: Элам, как и Египет, начинали строить хамиты; симиты появились позже на 1–2 тысячи лет, перехватили управление и стали доминирующей силой в стране.
Таким образом, у власти в Эламе, как и в Египте, пребывали то симиты, то хамиты, которые с соседями то мирно торговали и культурно обменивались, то вели войны и грабили. (Впрочем, как известно, «война, торговля и пиратство – три вида сущности одной» (И. Гёте).) Зачастую в зависимости от того, кто был у тех у власти: эламские хамиты ходили в симитский Шумер, хамитский Аккад – в симитский Элам. Прямой зависимости, конечно, нет, но определенная корреляция наблюдается. По крайней мере, начиная с симито‑хамитской войны в Египте, открывшей т.н. «историческую эру», а также связанного с ней прихода в Месопотамию касситов‑кушитов и появления Аккада.
В Эламе не было цивилизаторского проекта, как в Шумере и Египте; Видимо, и автохтонов было немного. Свои «университеты» эламиты проходили вместе с арфаксидами, многое заимствуя у них. Но не на Дильмуне и в Южной Месопотамии, а в собственном двуречьи – в долинах рек Карун и Керхе. Был у них и собственный Убейд (археологическая культура в Нижней Месопотамии 8,5–5,8 тлн, см. гл. 5), примерно в то же время и под названием «Сузы». Как и шумерский Убейд, археологи структурируют Сузы этапами: Сузы I, Сузы II, Сузы III [В: Сузы; 10.24]. И в целом развитие равнинной части Сузианы шло по сценарию «старшего брата» Шумера, что отчасти было обусловлено схожими природными условиям, разве что с небольшим отставанием.
Но у Сузианы была и горная территория, что резко отличало ее от Шумера. Такие ресурсы Сузианы, как камень, лес, металлы, столь необходимые, но отсутствующие в Шумере, скоро стали подталкивать «старшего брата» зайти за ними к «младшей сестре». По‑семейному, по праву старшего. Существует теория, что подобные отношения вынуждали Сузиану метаться между Шумером и соседом Аншаном да в результате заключить с последним союз. По‑видимому, брачный, с объединением стран в одну – Элам [В: Элам]. Вначале главным в семье был муж, но затем бразды правления перехватила жена; что ж, история, знакомая до слез.
Эламский язык лингвисты относят к изолятам, его родство с другими языками не установлено. Однако, как считает И. Дьяконов [10.25; 10.26]: «Есть мнение о близком родстве касситского языка с эламским…» и (там же) «… можно считать весьма вероятным, что протодравидский и эламский <языки> восходят к одному предку».