LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 2. Предыстория евреев

Справедливости ради отметим, что занимался режим и восстановлением ирригационных сооружений, изрядно запущенных в правление гутиев. Но без фанатизма. Настолько без, что быстро спустил это ответственное дело «вниз», назначаемым правителям номов. А чтоб им лучше работалось, а центру контролировалось, цари Ур‑3 пошли на беспрецедентный шаг: они перекроили границы исторических шумерских номов, сформировав городские округа и породив массу конфликтных ситуаций. И все это во имя одной цели – четко определить ответственность каждого округа за содержание его части ирригационной системы.

 

Но были в Ур‑3 и интересные находки. Так, например, нашлись тысячи табличек с записями судебных решений времен Аккада. Чиновников Ур‑Намму посетила гениальная мысль: а ведь судьёй может быть каждый, достаточно порыться в архиве табличек, найти дело, похожее на рассматриваемое и вынести решение, похожее на табличное. Так родилось прецедентное право! Однако его практическое применение сталкивалось с трудностями (впрочем, как и сегодня). Пришлось дополнить его статутным правом (законами).

 

«В год, когда Ур‑Намму установил правосудие в стране», в Уре воздвигли каменную стелу с текстом общих и обязательных для всех законов. Вот некоторые из них [10.14]:

 

– «Если человек совершает убийство, он должен быть убит».

– «Если человек совершает кражу, он будет убит.»

– «Если мужчина нарушает права другого и лишает девственности невесту молодого человека, то этот мужчина должен быть убит».

– «Если жена человека завлекла другого человека, и он спал с ней, он (муж) убьет эту женщину. В прелюбодеянии этом он (прелюбодей) будет свободен <от наказания>».

– «Если чья‑либо рабыня сочла себя равной своей госпоже и бранила ее, она (госпожа) натрет ей рот 1 ка <0,84 литра> соли».

 

Бог‑царь Шульги тоже «установил справедливость на земле, изгнал злоупотребления». Интересно, что он, как и его отец Ур‑Намму, в качестве основной формы наказания применяет самые разнообразные штрафы и практически не следуют принципу талиона. Последний же был базовым принципом в хамитском законодательстве Аккада (Закон Моисея) и Вавилона (Свод Хаммурапи). Похоже, здесь мы наблюдаем разные тренды в хамитском и симитском законодательстве древней Месопотамии.

 

В Ур‑3 официально продвигалось все шумерское и вытеснялось все аккадское. Этот «симитизм» был понятен населению, хотя последнее и не спешило отказываться от благ, принесенных хамитами, например, от аккадского языка, во всем превосходившего шумерский. Цари Ур‑3 вернули исконно шумерский пантеон богов: Ан, Энлиль, Нанна, Энке… Обращает на себя внимание стремительное возвышение бога города Ура и луны Нанна, оттеснившего бога Эриду Энки, слепившего, между прочим, людей из глины… Всюду политика.

 

Вот и знаменитый «Царский список» составляется так, чтобы показать непоколебимую непрерывность и преемственность божественной власти всех шумерских династий, мифических и реальных, пришлых и своих. А как красиво начинается список: «После того, как царственность сошла с небес, царствование было в Эриду».

 

А еще правители Ур‑3 любили титулы. Основатель державы Ур‑Намму был всего лишь «царем Ура, царем Шумера и Аккада» и, наверно, потому плохо кончил: «его бросили на поле сражения, как разбитый сосуд». Зато сын его Шульги стал уже богом, Шульги‑Сином. В его честь были воздвигли храмы, в которых стояли его статуи и совершались жертвоприношения. Для последних в храмы Шульги‑Сина поступали тысячи голов крупного и мелкого скота, в то время как подданным бога‑царя велено было о мясе забыть. Совсем. Как кончил Шульги, неизвестно. Видимо, воплотился в звезду, предусмотрительно названную его именем придворными астрономами за дополнительную пайку ячменя.

 

Перечитав сказанное о Ур‑3, автор засомневался. Ведь известно, что в чрезвычайных ситуациях (голод, война и пр.) государство обязано вмешиваться везде и всюду. Может, это и был шумерский ренессанс на фоне голода? Пир, так сказать, во время чумы?

 

Как бы то ни было, но глиняный «КОЛОСС НА ГЛИНЯНЫХ НОГАХ» должен был рухнуть и вернуться в глину. Его время пришло, он спел свою песню.

 

Как известно, образ блестящего и ужасного колосса‑истукана на глиняных ногах впервые появился в библейской Книге пророка Даниила. Камень, оторвавшийся от горы, бьет истукана по глиняным ногам, разбивает его, делается великою горою и наполняет всю землю (Дан 2:31–35). Таким камнем для истукана Ур‑3 станут АМОРЕИ.

 

Хамиты не могли допустить возрождение мощного симитского государства в Месопотамии, чем был Шумер до появления Моисея и Саргона Аккадского. А тут еще засуха и голод, некстати и кстати. Еще в правление гутиев небольшими группами амореи стали проникать в Шумер и расселяться в городах Киш, Ларса, Лагаш, Умма, Ур и других. Это были не дикие кочевники‑скотоводы, как пытаются представить их некоторые историки; это были амореи‑либу (см. гл. 4), потомки амореев‑моисеевцев, возвратившихся 5,0 тлн в Иерехон из Египта. Скоро они адаптировались в шумерских городах и даже заняли заметные должности на государственной службе. Тем паче, что языкового барьера практически не было, т.к. аккадский был их родным языком, шумерский же в необходимом объеме они быстро освоили. Что же касается шумеров, то не смотря на все потуги Ур‑3 полностью вернуться к шумерскому, разговорным языком населения оставался аккадский.

 

Подходящий момент для развала страны настал, когда царь Ур‑3 Ибби‑Суэн увлекся военными походами на восток, в Элам, пустив внутренние дела на самотек. Очень кстати оказались и основные силы амореев, которые, спасаясь от засухи, вовремя подтянулись к Евфрату из Иерехона со своими стадами. Они обошли северную оборонительную стену шумеров, переправились через Евфрат и оказались в самом центре страны.

 

TOC