LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 2. Предыстория евреев

Укрепившись в городах, амореи перешли к партизанским действиям в сельской местности. Они вытаптывали ячменные поля шумеров своими стадами, грабили обозы с продовольствием, блокировали государственные склады. Чрезмерное увлечение режима Ур‑3 централизацией снабжения сыграло с ним дурную шутку: скоро пайки перестали получать большинство гурушей и нгем. Голодные люди бросили работу, толпами бродили по полям и весям в поисках пищи, грабили все, что попадалось им на пути, осаждали города. Последние могли еще продержаться на запасах некоторое время, но что будет потом – не знал никто.

 

Центральные власти медлили с принятием решительных мер. Начался отпад городов: Эшнунна, Лагаш, Умма, Ларса… Точка невозврата была пройдена. Последний удар нанес небольшой город Иссин, где властям удалось собрать значительные запасы зерна. Решив, что звездный час его настал, Иссин назвался царством и отложился от Ура вместе с зерном. В Шумер пришли голод и смута.

 

10.3. ВАВИЛОН

 

Прежде чем объявить себя новым царством Шумера и Аккада город Иссин овладел Ниппуром, религиозным центром Шумера. Теперь у него на руках были два козыря: зерно и боги. Используя их, Иссин вскоре присоединил к своему царству и другие города Двуречья, те, в которых позиции амореев были еще не прочны. Союзником Иссину мог быть Ашшур, видевший в небольшом городке Иссине оплот шумерского «симитизма». Но увы, как раз в это время Ассирией правила не бог весть откуда появившаяся династия гутиев Пузур‑Ашур. О ней мы расскажем ниже.

 

Против Иссина выступила аморейская Ларса, царь которой Гунгунум также принял титул «царя Шумера и Аккада». Под ним оказались крупные города Лагаш, Урук, Ур. Гунгунум нанес поражение иссинскому царю Ур‑Нипурте и отобрал у него Ниппур, что еще более легитимировало его претензии называться «царем страны». Наибольшего расцвета достигла Ларса при царе Рим‑Сине I, который завоевал не только Иссин, но практически и все другие города Нижней Месопотамии. Кроме небольшого Вавилона, его Рим‑Син по каким‑то причинам не тронул. По‑видимому, аморейские жрецы объяснили ему, что «боги» приняли решение сделать Вавилон столицей могучего аморейского царства. И точно, скоро Ларса окажется в составе этого царства.

 

Период шумерской смуты и распада с одной стороны, и становления государства амореев – с другой, длился более 200 лет, 4,0–3,8 тлн. Сопровождаемый засухой и голодам, он, конечно же, не мог не вызвать значительной миграции шумеров. Уходили, в основном, на северо‑запад, на Армянское нагорье и запад Иранского плато, на Южный Кавказ (Закавказье). Ушли и иссинцы, державшиеся до последней возможности. Часть из них пошла на север, к северо‑восточному заливу Средиземного моря, который они назвали Исским и на берегах которого построили город Исс (современные залив и город Искандерун в Турции).

 

(Все эти топонимы – Иссин, Исский, Исс, да и Ларса (воэможно, Лариса) – связаны, как мы уже отмечали в гл. 3 с родом ноитов или даже левантов и являются их «следом» на земле; подобные следы имеются в Индостане, Двуречье, Восточной Африке, Средиземноморье, Эгеиде. В главе 3 мы предположили, что Исс было названием столицы Камбеи, ныне лежащей на дне Камбейского залива.)

 

Итак, ВАВИЛОН. В Аккаде, после его основания Саргоном, он являлся небольшим городом, принадлежащим (с 2024 г. до н.э.) богу Мардуку, сыну одного из главных шумерских богов Энки. Около 3,9 тлн Вавилон захватили амореи; их вождь Сумуабум объявил себя царем ВАВИЛОНСКОГО ЦАРСТВА и стал основателем I Вавилонской (аморейской) династии. Вскоре он захватил близлежащие города Киш, Казаллу и другие; большая часть Аккада перешла под контроль Сумуабума.

 

Расцвет Вавилонского царства в старовавилонский период (3,8–3,6 тлн) пришелся на правление ХАММУРАПИ, шестого царя аморейской династии. Хаммурапи удалось объединить всю Месопотамию в единое государство, Вавилонское царство или Вавилонию. Успешно ходил Хаммурапи в Элам на юго‑востоке, в Мари и Эблу на северо‑западе; Ассирию, где правила династия амореев Шамаши‑Адада I, взял мирно вместе с интересным наследством в виде сети торговых факторий в Малой Азии (см. ниже).

 

По некоторым данным в Сирию он ходил вместе с касситами. На завоеванных несколько ниже от впадения Хабура в Евфрат землях воссоздали страну ХАНУ с центром в городе Терка, править которой стали касситы [10.15]. Интересно отметить, что молодой Шамаши‑Адад I правил Теркой, был изгнан оттуда марийцами, ушел к родственникам в Вавилонию, откуда и был направлен на «кормление» в Ассирию.

 

Хаммурапи много строил; к концу его царствования Вавилон по своим размерам превзошел старейшую шумерскую столицу Ур. Однако уже при его преемнике Самсу‑Илуне случился острый политический кризис, ликвидировать который удалось с помощью касситской Страны Моря. Считается, что её представители стали соправителями I Вавилонской (аморейской) династии, сформировав II Вавилонскую династию (I династию Страны Моря). Кроме того, за амореями присматривали касситские цари Ханы, вошедшие в царский список т.н. «Ранних правителей касситов» [В: Вавилонские цари]. Нужно ли говорить, что аморейский Вавилон, как и касситский Аккад до него, примкнул к прохамитскому Левантийскому союзу.

 

 Стране Моря. Страна эта имела смысл «сторона» – болотистая местность, примыкающая к северной части Персидского залива. В мирное время использовалась касситами в качестве охотничьих угодий, в военное – для ведения партизанской войны. Использовалась также касситами для придания при необходимости своим ставленникам в Нижней Месопотамии статуса царей. Так, в Вавилонии известны I и II династии Страны Моря.)

 

Но и это не помогло, деградация страны продолжалась и к концу совместного правления I и II династий держава вновь скукожилась до небольшой области вокруг Вавилона. В некоторых текстах этого времени верховным божеством Вавилонии называется бог солнца и города Сиппара Шамаш; бог Вавилона Мардук скромно зовется его сыном.

 

Мы уже отмечали, что в Сузах археологи нашли фрагменты диоритового камня в высеченными на нем законами на аккадском языке, получившими название «Свод законов Хаммурапи». Отмечали и то, что Свод продолжает традицию талиона (равного возмездия: «око за око, зуб за зуб») и частично повторяет Закон Моисея. Но просматривается и тренд к смягчению наказаний. Так, если Закон устанавливал: «Кто ударит отца своего или мать свою, того должно предать смерти», то Свод намного гуманнее: «Если сын ударит своего отца, ему следует отрубить руки».

 

TOC