Эйвели. Часть первая
– Есть солнца среди звёзд, палящие и множащие Свет. Они всем видны, они желанны для жизни. Но, приблизься к ним – и погубишься. А войдёшь в Свет их – совсем погибнешь. Помни до Смерти, и в Смерти, и за Смертью – человек наше солнце. А солнце не судят за жар лучей, за беспощадность к тем, кого оно не согревает, пока те вдалеке от него. Ты не вправе изменить ход светил и строй звёздного воинства, не ты ведёшь их в бой каждый день. Но утвердить человека в его сиятельной силе, охранить его, уберечь его и направить его: беззлобно, не осуждая, незаметно – твой долг, взятый нашим родом. Господь прошёл этот путь. Положено ли и нам идти другим? Не жди от солнца пощады, не жди благодарности, ибо солнце высоко и ослеплено своим Светом. Ему неведомы чужие о нём заботы и попечительства. У него достаточно своих забот, не тревожь, не омрачай его. Помни, всякая жизнь, всякое дыхание этого мира – нуждается в солнце. И если погаснет небесное светило – в горе и стонах, но выживут, но если погаснет человек – разъединится всё мироздание, и всякий Свет будет повержен в сердце своём.
Так, бывают солнца большие и маленькие, уснувшие и погибшие, пышущие жаром или сеющие Свет – не различай их. Раб среди господ не выбирает. Человек – твой господин и Свет твой. Свет Свет не выбирает, но служит ему, умножая его. Помни, что род твой Господа, Создателя своего, покинул ради человеческого Света. И не будет тебе ни покоя, ни полноты счастья, пока не восстановишь Свет человеческий. И закрыта наша дорога в край желанный, пока обет не исполнен – и не спасён и не защищён род человеческий, и солнце сердца его – не воссияет.
Не ищи в человеке Cвет, но признавай его им. От века не знать роду нашему иного Света. А посему ничего не бойся и не сомневайся, но служи сердечно, служи верно, и если потребуется – ни сердца своего, ни жизни, ни души – не пожалей. Ибо лишь исполнив свой долг до конца, вернёшься к желанному истоку. Но помни, конец не всегда в окончании трудов.
– Глаз – худой советчик. Не верь ни своему глазу, ни тем более глазу человека. Только ни́ртитам [nírtitam] (7) может видеть. Только сердце может знать. Всё, что видимо – то рождено обманом, всё, что узнано – узнано сердцем, увидено и узнано ниртитам. Тебе принадлежит взор, ниртитам – твоему Создателю. Ничто прелестное не обольстит его, ничто ужасное не испугает его, ничто безымянное не смутит его. Где глаз осудит и отвратится – ниртитам примет с Любовью. Где глаз не разглядит Света, ниртитам узнает его. И то, что нельзя исправить улыбкой глаз – исправляется улыбкой ниртитам. Сердцу следуй, сердце слушай, учись у него. Его же поучать не вздумай и Богу своему перечить не смей.
(7) око (око сердца, внутренний взор).
– Не верь той славе, что в шелках и золоте, что в звоне слов и громе барабанов. Вся слава твоя, эу, – в улыбке человеческой, и большей не сыскать в мире.
– Господин мой! Сокрушено сердце моё, ибо посвящён я человеку, и род мой, и народ мой, но Любовь моя отвращена от него злом, причинённым им. Не держу зла на народ смертный, но нет огня Любви в сердце моём, и бессилен я разжечь его.
– Не тщись быть тем, кем ты не назван, друг мой. Есть сердце твоё, и есть Любовь в нём, а посему и Свет. Но не огонь Любви твоей и не Свет её нужен человеку, а дела Любви твоей, ибо делом Любви служим мы человеку. Смири же боль от горя своего, ибо таков крест твой. Переступи через них и укрепись на пути своём – дело Любви твоей да будет спасением твоим и в горе твоём, и в жизни. Ты – эу, а значит дело твоё – Любовь. Огонь же и Свет сердца своего – тем оставь, кто может умножить их.
– Есть три вида служения человеку и душе его. Сочувствие, сопереживание, соследование. И Любовь, заключающая их. Отправляя душу в соследование за нуждающимся, о себе не забывай, ищи верного попечителя, что поведёт тебя, или остановись. Негоже быть чему‑то в мире не в полной мере. Крепкая рука и верное сердце – вот, что ищет всякий. Итак, отправляя душу в соследование……………………………………………сохраняя, должны мы знать[1].
– Всякая жизнь нуждается в спасении и защите, независимо от того, кому она принадлежит, и платы за её спасение.
– Сопричастие не только в соделании, но и в принятии, непротивлении. Наш путь – сопричастия всякой живой душе. Сопричастие – в Любви.
– Где есть Свет – там есть и твоя дорога. Да пребудет Свет всюду!
– Не воюй за Любовь[2], но во имя её.
– Не смею смотреть на неё, ибо боюсь оскорбить её неуместным восторгом своим, его же скрыть я бессилен. Вами же, господин мой, положено каждое утро оказываться нам рядом на пути в Длинную залу (8).
– Не терзайся напрасно, друг мой. Положи улыбке своей разрешить все тяготы твои. И верь, что неподвластно воле твоей и разуму – улыбке посильно. Ею же одной разрешаются затруднения страшнее и горше твоих, ибо есть она одна из святейших твердынь этого мира, так не бойся её и не прячь её, если положена она сердцу твоему.
(8) так именуют эулиен залу, где собираются все жители Светлого Дома для совместной трапезы два раза в день – по утрам и вечерам, перед заходом.
– Что бы я ни сказала, они не захотят понять или не обучены понимать.
– Учитель учит. Научи их. Не понимать, но верить, а, значит, принимать полностью.
– Финиар! Спорят люди о первенстве мужского и женского начал. Не я, но ты был рождён в Ийдене, ответь, какое суждение верно?
– Хорошо. Но прежде и ты ответь мне. Вот яблоко. Вкусив его половину и обнаружив её кислой, а другую сладкой – каким назовёшь его? Или, увидев один бок гнилым, а другой спелым, каким назовёшь яблоко? Или, сделав из него лекарство, а другой раз яд, чем назовёшь его? И один скажет так, а другой иначе, а ты как назовёшь?
– Яблоком.
– Отчего?
– Нет у него другого имени. Оно разное, – но суть всё одно и то же.
– Называют тебя господином Дома твоего. Верно ли, что мужчина всегда господин, как говорят люди?
– Нет для Бога разницы между мужчиной и женщиной, ибо оба есть Любовь Его, и каждый из них служит ей по надлежащему умению своему: мужчина – защитой, а женщина – заботой. И если придётся, то и наоборот. И нет господ между ними, лишь Любовь – господин их.
– Природа истинного Света такова, что лишь отдавая его, можно приумножить его. Природа Света – есть природа Любви.
– Как узнаю я, что не тешу гордыню, веря в свою правоту?
– Ты должен знать, что всегда поступаешь правильно, а не то, что ты всегда прав.
– Не могу убить.
[1] Возможно, многоточия в данной беседе как раз указывают на внезапное отправление в соследование, прямо посредине разговора и возвращение из него к его концу. Прим. И. Коложвари
[2] Возможно, имеется в виду, что стоит воевать не для себя, чтобы тебя любили, но во имя Любви, то есть таким образом служить ей. Прим. И. Коложвари