Где дали безбрежные… Роман
– Да вы не волнуйтесь, Анастасия Андреевна, экспромтом получается даже лучше, как‑то искреннее, – за всех отдувалась Юлька, отводя грозу.
– Да… Будто в жизни, – со всех сторон обрадовались подсказке остальные.
Стаська поняла, что репетировать после Вовкиного рэпа уже не хотелось, и ей, честно признаться, тоже…
– Вовка, где ты научился так? – обратилась она к нарушителю порядка.
– Этому научиться вряд ли можно. Это пружина такая в душе, которая распрямляется однажды, и я просто подчиняюсь ей. Но не у всех она есть.
– И всё‑таки, – скрепя сердце выдавила учительница (с неё же в конечном итоге и спросится!), – надо порепетировать. Помните: за лучшее представление класс награждается путёвкой в Болгарию, на Золотые пески.
– Подумаешь, счастье! Ну что там: ну море, ну пляж… – это уже Ник. Где только не побывал он с родителями. Такого курортами не прельстить. – Вот если бы отправиться за край… где живут наши мысли… желания – словом, опасности и приключения. Где узнаешь цену себе и друзьям. Вкус жизни, её смысл. Откроешь в себе спящую галактику.
– Острых ощущений ему подавай, – Гарик Стоянов. – Книжки читай.
– А я читаю. Только книжки у нас с тобой разные, – уязвлено отгавкнулся Ник.
Вообще‑то у ребят были обычные имена: Николай, Игорь, Антон… Но заразившая их мода соцсетей, переписок в блогах, онлайн‑игр обстругала привычное и уже казавшееся скучным. Ники постепенно превратились в имена, которые звучали ярче и самих выдумщиков тоже, кажется, преображали. Стаська привыкла к ним и не возражала. Правда, пожилые учителя ворчали: «В наше время второе имя называли прозвищем или кличкой. Кличкой не хвалились, а дразнились. Она была обидной, и, услышав её, лезли в драку!». Но она видела в этом не более чем игру, жонглирование словами. Чего ради драться‑то? Матери всегда ненаглядных детишек называют «ласково», уменьшительно. Чем, к примеру, лучше «Николаша» или «Колюнчик», «Игорёша», «Тошенька»? А в девятнадцатом веке вообще высший свет, элита пользовались только французскими эквивалентами: Элиза, Пьер, Андрэ, Натали – и никто за это морду не бил. Это было всегда. Так что нечего нос воротить!
Светка слушала молча, потом захлопала длинными ресницами:
– Ну чем тебе не нравятся море, пляж? Ты хочешь невозможного.
Стаська согласилась:
– Да, такого не бывает.
– Откуда вы знаете? – обиделся за свою мечту парень. – Не нашли на карте? Или в учебнике?
– А ты откуда знаешь? – пусть защищается, подумала Стаська, раз кукарекать смелости набрался. А может, и правда, знает?
– Я читал.
– Это вымысел, фантазии… – небрежно отмахнулась учительница. Будто она не читала! Уж во всяком случае, побольше его.
– Но ведь фантазии не могут возникать сами по себе, они отражаются от реальности, другой, неизвестной нам. Значит, она, эта другая реальность, есть. А может быть, наоборот, та, другая реальность, создана нашим воображением, мыслями – отражённый мир.
Замерев от чего‑то недосказанного, но приоткрывшего дверь в неведомое, напомнившее ей о собственных мыслях, Стаська прошептала:
– И как ты себе его представляешь?
– Не знаю. Я хочу его увидеть.
– А тебе не страшно?
– Страшно интересно, – с вызовом выпалил Ник.
Из дальнего конца класса Тоник Петров подал реплику:
– Анастасия Андреевна, может быть, уже пора по домам? Дорепетируем в следующий раз, а? Родители волнуются… – и охнул, получив от кого‑то локтем в бок, чтоб не выделывался насчёт своего послушания и боязни родительского нагоняя. Бывало, и дольше загуливались.
«В самом деле, поздновато», – подумала Стаська, а вслух сказала, подпустив строгости в голос:
– Хорошо. Напоминаю: завтра сдаём сочинение по Достоевскому.
Ребята со школьного крыльца разлетелись, как вспугнутые воробьи: кто с хохотом и маканием в сугроб, кто тихими парочками. Стаська легко вздохнула (наконец‑то никуда не надо торопиться, можно идти не спеша и с наслаждением дышать морозным воздухом) и пошла по освещённым улицам, похрустывая недавно выпавшим снегом. Принаряженные к Новому году улицы разноцветно мигали ёлками, звёздами, подарками, и отовсюду орущая музыка не раздражала – наоборот, гнала всякие мысли, освобождала и проветривала голову. Вспомнила ребят и по‑доброму улыбнулась. Она любила свой 10«Б» и гордилась им: умные детки, весёлые, талантливые. Вовка Зябликов её сегодня удивил. Она и раньше восхищалась его гибкостью, пластикой, чувством ритма (даже когда задумывалась: поставить «5» или «4» за устный ответ, а он, стоя рядом с учительским столом в ожидании, неосознанно выбивал пальцами оригинальную дробь, она склонялась в пользу высшей оценки. Слава Богу, что паршивый счастливчик не догадывался о причине своего везения), но такое выступление видела впервые. Иногда она чувствовала себя их ровесницей, хотелось втянуться в круговорот их дел, интересов, подсказать, помочь, а то и поучиться у них, послушать их советов. Да вот проблема: субординация, строгость классного руководителя. «Если не взять их в ежовые рукавицы, – учили её опытные педагоги, – они скоро сядут на шею, тогда от них ничего не добьёшься. Дисциплину держать непросто, особенно в таком классе – эрудиты, самостоятельно мыслящие, самоуверенные, зато они потом оценят и ещё благодарны будут». А будут ли? Кстати, что там сегодня Ник говорил? Другая реальность? Отражённая? Где живут наши воплощённые мысли. Любопытно, бывает такое? «Мне тоже страшно интересно и тоже хочется там побывать», – неожиданно для себя вслух сказала Стаська.
– Её величество с томным взглядом и царственной неторопливостью приблизилось к похолодевшим подданным.
Стаська вздрогнула, только сейчас заметив приплясывающую на морозе и глубоко засунувшую руки в карманы знакомую фигуру.
– Артём? Ты давно меня ждёшь?
– Так давно, что успел превратиться в охлаждённый продукт и готов верноподданно следовать к тебе на кухню отогреваться чаем.
Уже сидя в тепле и потягивая из чашки горячее вприкуску с бутербродом, Артём поведал, что ему позвонил Лёня Криницын, бывший одноклассник, долго укорял его и стыдил, а потом распорядился, чтобы послезавтра вечером он вместе со Стаськой был у Влада Никитина.
– Стась, послезавтра воскресенье, – он укоризненно посмотрел подруге в глаза.
– Не знаю, – притворно надула она губы, – почему в нашем классе все считали, что ты во всём слушаешься меня, что ты готов ради меня сделать любую глупость. А всё выходит наоборот: это я давала тебе списывать домашние задания, подсказывала на уроках литературы, выгораживала перед учителями, а теперь вот по первому твоему требованию готова отправиться в опасное и безрассудное путешествие, где я рискую быть зажаренной на костре людоедами и съеденной на ужин.