Горячий север. Роман
Хотя это было первое долгое путешествие Константина, он чувствовал себя прекрасно. Он много думал о матери и сестре, об их жизни в их маленьком городке. Всю дорогу его преследовал холод и он всё больше кутался в теплое одеяло.
В Москве была пересадка на поезд до Лабытнанги, он отправлялся через 12 часов. От Лабытнанги до Салехарда им ещё предстояло переправиться на судне через реку Обь. Вместе с Михаилом они отправились побродить по городу и перекусить их немного качало после долгого пути в поезде. Почувствовав твёрдую почву под ногами они обрели уверенность в себе. Константин теперь интересовался и рассматривал здания Москвы. Некоторые из них были более величественны, чем в Ростове. По пути им попался книжный магазин, который располагался в старинном здании с арочными окнами, там он купил для себя книгу о народах севера. На вечернем поезде они отправились на далёкий север.
Константин почувствовал приступ грусти, однако Алексей и Михаил вернули ему присутствие духа. Путешествие Константину, в целом, нравилось раньше он ни разу в жизни столько не бездельничал и никуда не ездил. Всегда энергичный, он уже скучал по физическому труду. Этим он отличался от брата, всегда искавшего возможность по лентяйничать. Он обернулся и посмотрел на Алексея, сладко спавшего в купе на своей кровати. С того времени, как они покинули родной дом Алексей только и делал что днем отсыпался, а ночью веселился в вагоне – ресторане. С похмелья он чувствовал себя подавленным. Константин пытался извлечь из путешествий максимум пользы. Ежедневно он читал журналы, чтобы узнать побольше о мире в котором ему предстоит жить. Они собирались работать на севере два года, полгода, из которых, будут считаться оплачиваемым отпуском. Поэтому сейчас, в дороге, он с удовольствием тратил свое время на чтение книг и журналов в расслабленной обстановке. Алексей рассказывал Константину, что на севере почти все курили, для того чтобы в летнее время разогнать комаров вокруг, так как комары там были очень крупные.
Константину было непонятно как относиться к людям совершенно не похожим на него самого. Ведь в тех краях жили ненцы – коренные жители тех мест.
Константин прочитал в книге о народах севера, которую он купил в книжном магазине Москвы, что ненец с ненецкого на русский переводится как «настоящий человек» и это понятие закрепилось за народом с 1930‑х годов. В старину их часто называли «самоедами» – поедающие самих себя. Как считают исследователи, появление этого названия было связано с рядом ненецких традиций людоедства, обусловленных выполнением религиозных ритуалов. Даже в настоящее время ненцы употребляют в пищу сырое мясо (строганину) и пьют свежую кровь при забое оленей.
В конце 19 века были выпущены первые книги на ненецком языке, на основе русского алфавита, но без нескольких букв. Первый ненецкий алфавит был создан в 1931 году на латинской основе. В 1937 году он был переведён на кириллицу. Более 70% ненцев считают ненецкий язык родным.
Их традиционная религия – анимизм. Ненцы верят, что весь мир наполнен духами, у озёр, рек и явлений природы есть духи – хозяева. Духи для них подразделяются на два типа: добрые, которые помогают в различных делах и злые, которые насылают на человека болезни несчастья. Появление русских на ненецких землях значительно повлияло на уклад жизни и культуру племён. Однако основные традиционные занятия остались прежними. К ним причисляют оленеводство, охоту и рыболовство.
Издавна жизнь народа неразрывно связана с оленями. Об этом красноречиво говорит самоназвание ненцев, что именуют себя «детьми оленя». Олени – не только источник пищи для людей, но и верные товарищи, без которых выжить в суровых северных условиях невозможно. Ненцы ездят на оленьих упряжках, используют оленьи шкуры в качестве утепления жилища и одежды, готовят множество блюд из оленины. Даже сегодня на ненецких землях распространена традиция класть младенца в люльку, устланную мхом, а затем накрывать малыша шкурой оленя. Считается, что такой обряд помогает ребёнку защититься от тёмных сил и болезней, наделяет младенца силой и здоровьем. Олень действительно был и остаётся священным животным ненцев.
Как и их предки, современные представители ненцев строят чумы. Они представляют собой конусообразное строение, основой которого служат жерди (их должно быть ровно сорок штук). Поверх жердей укладываются оленьи шкуры, которые оберегают обитателей чума от мороза и ветра. Для покрытия оного чума в зимнее время потребуются шкуры 65–70 оленей.
Для ненцев чум – не просто жилище, где можно согреться, поесть и отдохнуть. Это – миниатюрная Вселенная, что принадлежит каждой семье. В чуме существует старинный принцип размещения вещей, порядок, который нельзя нарушать. Ненцы верят, что гармония в чуме помогает обрести мир и с окружающей действительностью.
Кроме того, по форме чума можно определить достаток семейства. Если вы увидите остроконечное строение, можете быть уверены: в нём живёт небогатая семья. У самых состоятельных ненецких родов чумы имеют тупоконечную форму.
Традиционная мужская одежда – малица из оленьих шкур мехом внутрь. Зимняя малица имеет широкий подол из темного меха. К ней пришивается откидной капюшон из пыжиков мехом наружу и внутрь, а к рукавам – рукавицы. Поверх малицы надевают матерчатую накидку. Выезжая на промысел в холодное время, поверх малицы надевают сокуй, сшитый из двух шкур взрослых оленей мехом наружу. Мужские зимние штаны шьют из выделанных пыжиков. Концы штанов заправляют в меховые чулки.
Верхняя женская одежда состоит из меховой шубы‑парки. Шапки шились из оленьего меха с опушкой из песцовых хвостов, украшались полосками меха разного цвета.
В качестве летней одежды ненцы используют ту же малицу, только, как правило, поношенную, с вытертым мехом и без подола. В настоящее время у оленеводов по‑прежнему в ходу национальная одежда, но среди поселковых жителей она выходит из употребления, заменяется покупной.
Традиционная пища – это прежде всего оленина, которая употребляется в вареном, реже – в мороженом и копченом виде. Во время забоя оленя в пищу идут: свежая кровь, печень, мясо в сыром виде. Традиционное лакомство – молодые оленьи рога, опаленные на пламени костра. Употребляют в пищу также зайчатину и пернатую дичь.
Осенью и зимой широко используется строганина – нарезанная в виде стружек мороженая рыба: сиг, чир, муксун, нельма. Летом – сырая (свежепойманная) или малосольная рыба. Повсеместно готовится сушеная рыба – юкола. Излюбленный напиток – чай.
С давних времён ненцы были известными мастерами по изготовлению транспортных средств, позволяющих передвигаться по снегу. Знания предков сохранились до наших дней. Ненецкий народ и сегодня использует упряжки нарты, позволяющие быстро пересекать заснеженные просторы. Эта и многие другие особенности быта характеризуют ненцев как хранителей культуры и принципов своего народа.