Кодама. Тайна леса Аокигахара
– Не переживайте, детектив, я ничего не забыл, сейчас расскажу, – улыбнулся он. – Может еще чаю? – спросил господин Ико, взглянув на мою опустевшую чашку. Получив мое вежливое одобрение, он налил еще чаю и вновь усевшись за стол, продолжил: – Следующая теория психологическая. Если секта – это криминальная версия, воздействие пород – это природная, то третья – уже исключительно психологическая, ведь вся ее суть лежит в головах самих японцев. К ней я пришел, общаясь с хорошими специалистами в этом деле. Я стал задаваться вопросом: а что может двигать человеком, решившимся на самоубийство? Почему так много людей самопроизвольно готовы осуществить акт суицида, бесстрашно переборов животный инстинкт самосохранения? Безусловно, это какие‑то глубокие личностные проблемы, под влиянием которых будущий самоубийца находит в себе силы сделать столь безумный выбор. Они терзают его, пожирают, уничтожают изнутри, словно мерзкие твари, черви‑паразиты, захватившие власть его беспокойного разума. Какое‑то время несчастный сопротивляется, отбивается от них, иногда даже дает отпор этим гадам, но эффект лишь временный, и пока он окончательно не искоренит их, они не оставят его в покое. Естественно, что рано или поздно чудовищный поступок свершается, и монстры в голове жертвы ликуют, что не может не вызывать печали в наших сердцах. Но знаете, детектив, я уважаю этих людей, да, по‑своему они прекрасны, ведь они смогли перебороть страх смерти, инстинкт самосохранения, и это именно то, что все века выделяло нашу нацию среди прочих – отсутствие страха. Бесстрашие у нас в крови! Вспомните нашу историю: самураи, уверенно идущие на смерть, или вспарывающие себе живот слуги императора; неуловимые ниндзя, откусывающие собственные языки в плену, чтобы безмолвно умереть от потери крови; камикадзе, без жалости и сомнений летящие навстречу гибели… Все это часть нашего прошлого, все это течет и в наших жилах. Да, мы изменились, как и изменилась эпоха, но зов крови, от него никуда не скрыться. Нам просто необходимо умирать, мы нуждаемся в смерти не меньше, чем в жизни. Поэтому и был придуман этот лес, он стал спасением для тех, кто не мог найти повод для собственной храбрости, кому некуда было пустить рвущуюся из него доблесть! Ведь миру больше не нужны герои, ему требуются ученые, инженеры, рекламщики и бизнесмены, а эти профессии не подходят тем, кто жаждет большего. Ведь нет ничего откровеннее, чем сама смерть. И нет ничего чище, чем мысли о ней. Представьте, какого человеку, рожденному воином, носить галстук, пиджак и прочую атрибутику типового и примерного гражданина. Это настоящее мучение, которое не каждому под силу понять. Вот многие и осуждают, вот они‑то и не понимают, почему так происходит, из‑за чего такие же как они, на первый взгляд, люди, вдруг бросаются в петлю или напиваются ударной дозой снотворного. Некоторым точно не понять того, какого это, когда огонь в твоей груди сжигает тебя заживо, и ничто из того, что может предложить тебе современный мир, не в силах потушить его.
– Да, здесь я с вами полностью согласен, господин Ико, бесстрашие у нас в крови. Но ведь не только оно, а еще и честь, совесть, уважение и сострадание. Да и вообще очень многие вещи идущие вразрез с подобными деяниями, такими как самоубийство. Ведь это не героический поступок, если сравнивать его с камикадзе или самураями тех времен, он не несет в себе никакого спасения. Тогда люди жертвовали собой во имя чего‑то иного, например, ради спасения других, или своей чести, или же во имя своих идеалов. А для чего нужна эта жертва? Многим из нас тяжело найти себя в этом мире, но это же не значит, что при каждой неудачной попытке интегрироваться в него, мы вынуждены будем накладывать на себя руки. Может смелость и заключается в том, чтобы продолжать бороться и сражаться на поле этой жизни? – спросил я своего собеседника, абсолютно не поддержав его взглядов, оправдывающих поступки самоубийц.
– Об этом легко говорить тем, кто с подобным не столкнулся, детектив Мори, – улыбнулся бывший инспектор.
– Это сложно выяснить и еще тяжелее измерить. Для того, чтобы понять, кто подобное испытывал, и кто с этим боролся, необходимо залезть в голову каждого человека. Хотя, я, безусловно, осуждаю тех, кто считает себя выше самоубийц, с гордостью взирая на погибших, словно те слишком слабы и ничтожных на их личном фоне. Такие люди чаще всего крайне примитивны, поэтому пытаются возвыситься за счет каждого, кто проявил слабость в том или ином моменте своей жизни. Но я и не снимаю ответственности с самоубийц, ведь большинство из них не дошли до того момента, когда иного выбора уже не было. Многие могли остановиться, многие могли бороться и жить дальше, но они не захотели этого, – ответил я.
– И это был их личный выбор, – произнес господин Ико.
– В этом вы правы. Какими бы чудовищными ни были их поступки, на первый взгляд, они мало кому принесли страдания, кроме себе самих, а значит, это их полное право. Каждая личность сама должна решать, как ей жить и как умереть, – согласился я, после чего продолжил: – Ведь мы часто осуждаем людей за те решения, которые, откровенно говоря, касаются только их лично. Они ведь не в нашем доме убили себя, испачкав кровью дорогие стены, не переложили ответственность за свои деяния на других людей, не забрали с собой кого‑то еще, нет, они просто тихонько попрощались с этим миром и спокойно, в полном одиночестве, его покинули.
– Да, мы часто лишаем людей их собственного права, многого от них требуем с позиции социума, не понимая, что с личностной стороны они нам ничем не обязаны, – господин Ико в очередной раз с интересом посмотрел в окно, будто там скрывалось нечто любопытное, за чем ему всегда нравилось наблюдать.
– Господин Ико, тогда как ваша психологическая теория объяснит то, что люди убивают себя не дома, в реке или где‑то еще, а именно в лесу? Почему Аокигахара? Зачем ехать множество миль до какого‑то места, если можно сделать это в локациях более родных и знакомых? – поинтересовался я.
– А вот это тоже прекрасно объясняется данной теорией, – ухмыльнулся собеседник, продолжив: – Во‑первых, самоубийство – это решительный шаг, к которому необходимо подойти со всей ответственностью, поэтому не удивительно, что каждый хочет избрать для этого наиболее подходящее место. Вот наш лес идеален для этого: он красив, загадочен и первобытен. И именно тяга к своей природе и служит определяющим фактором при выборе подходящего места, среди тех, кто занят его поисками. Вот они и приходят в Аокигахару, ведь лучшего места для своей задачи им не найти. А во‑вторых, что не мало важно, пиар играет свою роль, да‑да, именно реклама и пиар. Это место хорошо разрекламировано, всюду обсуждаемо, всегда освещается в новостях, и о нем болтают на каждом углу. Поэтому, когда человек думает о смерти, тогда он думает и об Аокигахаре. За многие годы мы воспитали в себе привычку видеть в этом лесу то, что хотим видеть. Теперь это место даже не совсем лес в нашем привычном восприятии, это некий алтарь жертвоприношений, созданный самими людьми, добровольно идущими на погибель ради мнимого спасения. И этот образ не фантазийное явление какого‑то конкретного человека, это архетип, взращенный в голове каждого из нас, – пояснил мне бывший инспектор.
– Получается, что эта теория объясняет все привычкой и традицией, которая формировалась в наших головах уже огромное множество лет? – уточнил я.
– Все верно, мы сами создали это место, сами вдохнули в него жизнь, и теперь оно живет совершенно самостоятельно. Не зря легенды гласят о том, что в этот лес, еще в древние времена, приводили умирать стариков и детей, которых семья не могла прикормить. Тех, кто был обузой, кто не мог работать, выводили в эти сосновые чащи и оставляли умирать. Еще давным‑давно кто‑то заложил первый кирпичик в будущие стены чудовищной традиции. Теперь же перед нами несокрушимая крепость, отстраиваемая веками усилий наших предков, а сейчас поддерживаемая и нашими мыслями и поступками. Такие вещи намного крепче и надежнее всяких материальных замков, ведь время не разрушает их, а наоборот, делает крепче и надежнее. И это не плод нашего воображения, это часть нашей культуры, может быть немного изощренной и даже переосмысленной, но нашей, ведь основа всегда была единой, а то, что накладывалось на нее, не могло не учесть позицию привычных устоев, – завершил свое повествование господин Ико.