Корпорация
Я взял ее за руку, слегка пожал. Ольга выдернула ладонь, резко от меня отстранилась.
– Ты, похоже, плохо прочитал корпоративные правила. Ладно, проехали, как ты собираешься представлять результат проекта?
– Через пару дней пошлю Идену таблицу с красными ячейками.
– И на что ты надеешься? Думаешь, тебя похвалят за гениальность? Если так будет дальше, то через месяц тебя уволят. Ты знаешь, что главное в работе начальника? Думаешь, что он заинтересован в таком темпе? Ты в корпорации, а не в частной лавочке. Главное для Идена, чтобы все его сотрудники были при деле. А тут ты, такой резвый. Принес ему головную боль – чем тебя теперь загружать? Вот представь, что тебе в понедельник дали задание к пятнице построить график. Работы тебе минут на двадцать. Что ты будешь делать?
Ее голос изменился. От вчерашней, дурашливой Ольги не осталось и следа.
– Построю график и буду ждать пятницы, – неуверенно сказал я. – Правильно?
– А чем ты будешь заниматься со вторника по четверг?
– Ну… самообразованием, например. Или хобби каким‑нибудь. Сама же сказала, что это важно.
– Но не в рабочее же время.
– А какой правильный ответ?
Мы вошли в зал «Метелки», взяли со стойки тарелки с салатами и горячим и сели за столик.
– В корпорации нет понятия «построить график», – сказала Ольга. – Тут есть понятие Проект. Любое задание – это Проект, с большой буквы! Конечная цель данного Проекта – не график, а Продукт. Тоже с большой буквы. Ты можешь заболеть, уволиться, запить, в конце концов. А созданный Продукт должен работать без тебя. Иначе, начальнику придется каждый раз обращаться к какому‑нибудь программисту, чтобы построить новый график.
– То есть я должен написать программу, чтобы любой мог ею пользоваться? – спросил я.
– Не написать программу, а сделать Продукт. Готовый, например, для продажи. И начать ты должен не с клацанья по клавишам, а с осмысления Проекта. На это отводится первый день. На следующий день к тебе подойдет проект‑менеджер – его выберет начальник. С ним вы будете составлять план работы.
– Это легко, – сказал я. – День первый – ознакомление с проектом. Дальше – написание программы. Пятница – сдача проекта.
– Ты видел на стенке вестибюля важные слова? Одно из них «Дорожная карта». Если ты напишешь такой план, то получишь в твоем досье единицу по этому пункту. Еще пара единиц и ты можешь собирать вещи и возвращаться в свою страховую компанию.
– Подскажи, как правильно, – попросил я.
– Перво‑наперво ты должен собрать команду для работы над Проектом. Для начала тебе понадобится дизайнер. Сам же говорил, что с графикой у тебя не очень. Дизайнера тебе подыщет проект‑менеджер – с ним ты должен еще обсудить, сколько айтишников будет у тебя в команде.
– Зачем они мне? – удивился я. – Я сам айтишник.
– Ты что, с луны свалился? Программа должна быть защищена от дураков и хакеров. У наших айтишников есть готовые блоки, которые определят, не попал ли к тебе какой‑нибудь вирус, передающий корпоративные секреты конкурентам. Затем тебе понадобится тестировщик. У нас есть штат особо тупых, которые попытаются доказать, что твоя программа слишком сложная даже для начальников. То есть, как минимум три дополнительных сотрудника тебе придется привлечь. Впрочем, это еще не все. Твою программу надо будет еще тестировать на разных платформах с разными операционными системами. Это делают тестировщики высокого уровня. И это еще не все. Нужна инструкция для пользователя. Тебе это не доверят, для этого будут привлекать профессионального райтера. Он, конечно, запишет только то, что ты ему продиктуешь, но запишет профессионально. Текст инструкции проверят корректор и редактор. Но и это еще не все. Продукт должен посмотреть и одобрить инженер по технике безопасности.
– Кто?
– Инженер по технике безопасности. Он должен убедиться, что твоя программа не наносит ущерб здоровью пользователя.
– Какой ущерб? – глаза у меня округлились от удивления.
– Самый неожиданный. Вдруг график получится слишком ярким после темного фона стартового экрана. Это может привести к временной слепоте, потери ориентации и падению со стула.
– Ты смеешься?
– Ни в коей мере! Не ищи смысла там, где его нет. Так положено, без его подписи к начальнику даже не суйся. Вот теперь, кажется, все. Эти процедуры надо внести в план и назначить совещание команды на среду. Лучше на утро – ведь надо быстрее приступить к делу. Так ты заработаешь очки в пункте «коллаборативность». Если совещание пройдет успешно, ты прибавишь очки в пункте «консенсус». На совещании ты расскажешь, что никогда раньше не писал такие программы, но вчера много работал и готов закончить проект в срок. Это добавит очки к пункту «открытость». Если тебе что‑то посоветуют, сделай вид, что думаешь, а потом скажи, что совет ценный и ты учтешь его в процессе работы над проектом. Это очки к пункту «гибкость».
– А как насчет «выбора цели»?
– Не притворяйся тупым. На совещании ты должен четко сказать, что в пятницу в десять утра продукт должен быть готов, протестирован и одобрен руководством. Это дополнительные очки к пункту «уверенность».
– А как мне улучшить «креативность»?
– Вот это самое главное! В план впиши пункт, что в четверг утром ты подойдешь к начальнику, скажешь, что Проект на финальной стадии и попросишь уделить тебе десять минут для обсуждения. Скажи, что командой разработаны два варианта Продукта. Например, график может быть красного или зеленого цвета. Какое его мнение? Предлагай только два варианта, больше начальник не осилит. Начальник выберет красный – это я знаю. Поблагодари его за совет и дальше, очень осторожно, намекни, что у тебя появились идеи на будущее. Например, ввести опцию, чтобы пользователь мог сам выбирать цвет графика. По умолчанию цвет будет красным, но если пользователь не любит такой цвет, то он может нажать кнопку и цвет станет зеленым. Это, конечно, потребует времени, и, если начальник не против, ты готов развивать проект в будущем. Это и будет твоя креативность. И еще ты помог начальнику загрузить тебя работой на следующий месяц. Одним выстрелом ты застрелишь двух зайцев.
Ольга замолчала и отвернулась к окну.
– Мне это не нравится, – сказал я. – Получается, что в твоем гипотетическом проекте я буду работать программистом всего двадцать минут в неделю.
Мне и правда это не понравилось. Это что, все корпорации так работают, или только эта, странная, в странном городе?
– Это негласные правила корпоративной культуры, – ответила Ольга, не переставая смотреть в окно. Она говорила равнодушно, как будто читала лекцию. – Да, тебе придется кормить несколько бездельников. Но зато в корпорации будет стабильность и уверенность в качестве Продукта. Самое страшное для нас – это плохое качество. Стоит один раз ошибиться и репутация подорвана. Это ты понимаешь?
Я кивнул. Репутация – это понятно.