LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Кротовая нора

«Как же мне повезло увидеть все подлинное», – продолжала восторгаться я, не успевая вертеть головой, осматриваясь и стараясь запомнить все детали, по обыкновению, сравнивая с будущим. Я сама себе напоминала восторженную девочку из фильмов‑сказок, впервые попавшую во дворец.

Было уже достаточно много народа, костюмы и украшения поражали своей роскошью. Громко играл оркестр.

Особенность Танцевального зала – фальшивые зеркальные окна‑обманки, занимавшие основное пространство глухих западной и северной стен. На противоположных им стенах – окна были настоящие, большие, в два яруса. Вечерний свет, льющийся из двух рядов окон, отражался в зеркалах и в наборном паркете. Кроме того, в зеркалах отражался свет от сотен горящих свечей в позолоченных стенных жирандолях и бра. Простенки между окнами, как настоящими, так и фальшивыми, занимали огромные зеркала в резных позолоченных рамах. Изобилие зеркал создавало эффект многократно умноженного пространства.

В простенках между окнами, над зеркалами, были расположены круглые по форме картины – тондо. Падуги, создающие плавный переход от стен к потолку, были украшены живописными медальонами и лепными кронштейнами. Плафон, созданный специально для зала, занимал весь свод, и в будущем, плафон сохранил изначальный замысел Растрелли. Кроме этого, пространство зала украшала прихотливая позолоченная резьба.

Я много раз бывала в этом зале в прошлом, и меня всегда поражало изобилие золота в отделке. По преданию, строившая его Елизавета Петровна распорядилась не жалеть для этого зала золотых украшений, потому что он служил для приема купцов, которые были очень неравнодушны к золоту. Сейчас же, я ловила себя на мысли, что хочу подойти и потрогать все руками. Все вокруг сверкало и блестело так, что от непривычки, у меня уже рябило в глазах от обилия золота и драгоценностей.

«Да уж, как изменчива мода и не только на платья и украшения, но и на фигуры», – подумала я, встретив несколько известных мне персон по дошедшим до нашего времени портретам. – «Какие же здесь все толстощекие, тучные, за редким исключением», – я посмотрела на Екатерину Андреевну и Дмитрия.

«Ну, ну», – продолжала анализировать я, – «художники также льстят своим заказчикам, как и фотографы в будущем с помощью ретуши. Но буду честной, у них нет культа стройности. Вот оно веяние моды XVIII века».

Народ все прибывал, в центре зала начались танцы. Екатерина Андреевна и Дмитрий проходили дальше от входа, по пути, надолго не останавливаясь, с кем‑то здоровались, представляли меня. Было очень шумно: звучала музыка, раздавался громкий смех, разговоры, кто‑то спорил. Наблюдения настолько меня увлекли, что я не заметила, что кто‑то к нам подошел.

– Добрый вечер, милая Екатерина Андреевна, – услышала я мужской голос, – как я рад вас видеть.

Я обернулась. Это был молодой человек, практически одного возраста и роста с Дмитрием. Я пыталась понять, кто бы это мог быть.

– Добрый вечер, Иван Иванович, и я рада вас видеть, – протягивая руку, улыбаясь, сказала Екатерина Андреевна.

Иван Иванович взял руку Екатерины Андреевны, наклонился и поцеловал ее.

– Мария, позвольте вам представить – Иван Иванович Шувалов, графиня Мария Белозерская, – представил нас друг другу Дмитрий.

Я все время боялась попасть впросак с придворным этикетом, как делать реверанс, кому подавать руку для поцелуя, кому нет.

– Позвольте засвидетельствовать вам свое восхищение, – проговорил Иван, делая шаг ко мне.

– Благодарю, Иван Иванович.

Я решила, что нужно протянуть руку, что я и сделала. Иван Иванович взял мою руку, наклонился и поцеловал ее.

«Если судить по портретам, то Иван Шувалов должен быть довольно‑таки упитанным, даже на ростовых портретах, он казался рыхловатым», – рассуждала я, – «а на самом деле, он вполне подтянутый молодой человек, просто черты его лица мягкие, округлые. И руки у него теплые и нежные».

– Иван Иванович, голубчик, когда же вы приедете к нам с визитом? – улыбаясь, спросила Екатерина Андреевна.

– Обещаю в скором времени, вместе с Дмитрием приедем, – ответил Иван Иванович.

– Милые дамы, простите нас, вынуждены вас ненадолго оставить, – сказал Дмитрий и, взяв под руку Ивана Ивановича, стал уходить на нас.

– Простите, еще увидимся, – успел проговорить Иван Иванович, и Дмитрий его увел его в сторону.

– Жаль Дмитрий, не дал нам поговорить. Иван Иванович очень интересный собеседник. Я хотела его расспросить про Университет. Мария, – вдруг, прикрывшись веером, проговорила Екатерина Андреевна, – вон там, у окна, рядом с дамой в розовом, стоит Мавра Егоровна. Мы с тобой встречали ее в парке. Постарайся не попадаться ей на глаза.

– Я постараюсь, – пообещала я.

Теперь я смогла ее рассмотреть.

«А ведь здесь не наврали», – вспомнив описания внешности Мавры из энциклопедий и книг, пришла я к выводу, – «и правда, неприятная особа. Немолодая, дебелая, невысокого роста, и с глазами с короткими белесыми ресницами. Есть же такие отталкивающие лица», – подумала я.

– Смотри, вон там, мимо парочки в синем, проходит Бестужев, канцлер, – наклонившись в мою сторону, сказала Екатерина Андреевна.

– Алексей Петрович? В бордовом камзоле? – уточнила я.

– Да, это он, – подтвердила Екатерина Андреевна.

«Угу, тебя‑то, голубчик, я и буду опасаться, вместе с Маврой», – решила я, – «лучше не связываться».

У входа в Чесменский зал я заметила Дмитрия, разговаривающего с яркой, красивой дамой, высокой, чернобровой, в изумрудном платье.

– Катя, а кто та красивая дама, с которой Дмитрий Михайлович разговаривает? – решила спросить я.

–Где? – осматриваясь, спросила Екатерина Андреевна.

– Вон, у входа в Чесменский зал, – уточнила я.

–Где? – не поняла Екатерина Андреевна.

«Елки‑палки, какой Чесменский зал, откуда я могу знать, как он называется, он так раньше и не назывался», – ругалась я на себя и про себя.

– У выхода в другой зал, дама в изумрудном платье, ее трудно не заметить, – постаралась исправить свою оплошность.

Екатерина Андреевна посмотрела, на мгновение ее лицо изменилось, но ко мне она обернулась уже с улыбкой.

– Это вдова – княгиня Ольга Бельская. Давняя знакомая Дмитрия, – повернувшись к ним спиной, ответила она, не желая продолжать разговор.

Я же, наоборот, продолжала за ними наблюдать.

«Как же, знакомая», – иронизировала я, – «смотри – ка, как она прижимается к нему. А в руку как вцепилась, да он и не против, улыбается, как Чеширский кот. А фигура у нее классная, все на месте, не то, что у некоторых», – констатировала я и отвернулась.

Стало душно от множества горевших свечей, и от большого количества народа.

«Вот и пригодился веер», – вспомнила я про веер, болтающийся у меня на руке.

TOC