Ловушка для каравана
– Ребята, наше сегодняшнее занятие, раз здесь присутствуют уважаемые советские солдаты и офицеры, я буду вести на русском языке. Вот вы заодно закрепите знания языка. Сегодня расскажу вам древнюю историю Афганистана и этого ущелья. Афганистан как центр Азии всегда имел огромное геополитическое значение на Великом Шелковом Пути, находясь с одной стороны между Китаем и Индией, а с другой стороны – между странами Центральной и Южной Азии, арабским Востоком и Европой. На протяжении многих веков территория Афганистана была мирной буддийской державой. Вот там, внизу, в толще скал, сохранились пещеры буддийских монастырских комплексов. В отличие от района Бамиана, важнейшего центра буддизма, где находятся самые большие статуи Будды, у которых нет аналогов в мире, древнейших пещер и ступы Будды, которые нашли под Джелалабадом, эти места как следует ещё не изучены. Тайну этих монастырских комплексов в Махипарском ущелье ещё придется открывать и, возможно, уже тогда, – глядя на советских солдат, произнёс профессор, – когда с помощью советских друзей у нас восстановится мирная жизнь. Открывать придётся вам, будущим молодым учёным! На афганской территории, – продолжал профессор, – между 1800 и 800 годами до нашей эры возникло религиозное учение зороастризм. Это одно из древнейших религиозных учений в мире. Священная книга зороастризма – «Авеста». Она признана древнейшей книгой человечества. Суть учения в том, что именно человек является активным творцом своей судьбы. Истина и добро, страдания и зло зависят от него самого. Эта религия дала миру первое понятие Святой Троицы: Благие дела, Благие слова и Благие деяния. Основатель этого учения – пророк Заратустра. Он жил долгое время и умер на территории современного Афганистана в городе Балхе.
– В этом заложен высокий смысл! – воскликнул стоящий рядом с профессором студент. – Я считаю, что мы все являемся творцами всех наших жизненных успехов, если, конечно, этому не помешают внешние обстоятельства. А как же развивались другие религии? – спросил он.
– Вместе с буддизмом, который являлся преобладающей религией, был ведийский период, когда народ многое перенимал из индийской культуры, включая и религию – индуизм, – ответил профессор.
– Товарищ профессор, а христианство в Афганистане в то же время появилось? – спросил лейтенант Пластовец.
– Первое упоминание о христианстве как вероучении, – продолжил профессор, – есть в «Книге законов и стран», изданной в третьем веке до нашей эры. Появилось христианство на севере Афганистана, затем оно распространилось на Западе, где в начале пятого века появился первый епископ. В древние же времена на афганской территории существовала великая буддийская культура. К сожалению, как вихрь, пронеслись по Афганистану многие завоеватели, начиная от Александра Македонского, Чингисхана, Тамерлана и других. Все они оставили после себя разрушенные и опустошённые города, селения, арыки.
– Но ведь они, наверное, несли и свою культуру! – воскликнул один из студентов.
– Это точно, но не всегда и не все. Просто тогда уже существовал мирный культурный обмен между странами, – подчеркнул профессор.
– А помните, уважаемый Алим, как мы с Вами участвовали в раскопках на границе с СССР при короле Захир‑Шахе? – обращаясь к афганскому профессору, спросил советский профессор из Ташкента, Гафаров.
Взглянув на своего советского коллегу, профессор Алим с воодушевлением стал рассказывать об интересном археологическом открытии:
– Король Афганистана Захир‑Шах был умным человеком. Он часто посещал музеи Европы, Советского Союза, любил античность и древние артефакты, всегда стремился сохранить их для потомков. Как‑то раз во время охоты на тигра ему показали огромный холм и древние колонны на берегу реки Амударьи. Увидев их, он сразу загорелся желанием провести там раскопки. Тогда в Афганистане работала французская археологическая миссия, которая по просьбе короля с участием советских и афганских археологов откопала греческий город. В нём были хорошо сохранившиеся останки центрального административного здания, хранилище драгоценностей, площадка для гимнастических упражнений, каменный фонтан на берегу реки. Когда фонтан, сделанный в третьем веке до нашей эры, почистили, то из него снова стала бить вода. Там был и театр, в котором нашли много хорошо сохранившихся в песках флейт.
– Ого! Вот это да! – задумчиво промолвил сержант Безгодков.
Никто не шевелился. Все слушали, затаив дыхание от любопытства. Студенты, изучавшие в Кабульском университете географию и геологию, вели записи в блокнотах, делали зарисовки ущелья.
– А когда в Афганистане Ислам появился? – спросил Саликов.
Профессор посмотрел на Бахрома Саликова, на его сапоги с короткими голенищами, про себя отметил, что ростом Саликов не выше своей снайперской винтовки Драгунова, и улыбнулся. Рядом стоящие студенты и советские профессора тоже заулыбались.
– Ислам на афганской земле, – продолжал профессор Алим, – появился только с седьмого века, когда эту территорию завоевали арабы, а утвердился лишь к одиннадцатому веку. Исламские радикалы стали преследовать другие религии, особенно жёстко они пресекали проповеди христиан.
– Так получается, что наша основная религия – Ислам – ещё ребенок в сравнении с другими религиями, которые существовали на земле Афганистана! – воскликнул студент с фотоаппаратом.
– Да, именно так! – ответил профессор.
Он задумался, посмотрел вниз и после недолгого молчания продолжил свой рассказ:
– А вот это ущелье поражает не только своими фантастическими пейзажами. Его невероятная история складывается из множества мифов, легенд. Здесь проходил древний Шёлковый Путь из Тибета и Индии в Среднюю Азию, а оттуда в Европу. Караваны шли не только по удобному проходу, но и по более короткому и опасному пути. Представьте себе, как зигзагами по серпантину, петляя вокруг скал, прижавшись к ним, шли караваны с тюками грузов на верблюдах и других вьючных животных. Тяжёлый и очень опасный был путь, но, несмотря на это, шла бойкая торговля. Многие века торговцам приходилось этот путь формировать, привлекая к этому местное население, которое вручную годами пробивало скалы. И только спустя века наконец‑то ценой неимоверных усилий была прорублена и расширена эта трасса для гужевого транспорта. В двадцатом веке свою лепту внесли и советские специалисты, – подчеркнул профессор Алим. – Здесь в недалёком будущем планировалось строительство железной дороги со стороны Советского Союза в Индию. Это лучше меня знают мои советские коллеги.
Конец ознакомительного фрагмента