Под ударом-2. Операция «Арлекин»
Решив, что весь вопрос – во времени, он за пятнадцать минут – рекорд – добрался до вокзала, с рук у спекулянтов ему повезло купить билеты на Виндобону[1]. Переплатил, потратил большую часть денег – но этот поезд не проверяли. До последнего – Николай стоял на подножке, смотря не сядет ли кто в вагон в последний момент – пока проводница с присущим ей тактом не согнала его с неположенного пассажиру места.
Не сели…
У Николая не было вещей кроме небольшой сумки, с которой он не расставался. С ней он прошел на свое место.
– Здравствуйте…
– Здравствуйте.
Машинально отметил – семья, не может же быть…
Отец, мать, ребенок – девочка, лет десять. Русские, судя по говору – как раз ленинградцы. Едут домой.
Старался не привлекать к себе внимания, уступил нижнюю полку, сам полез на верхнюю. К разговору вроде бы и не хотел прислушиваться, но уши то не заткнешь.
Сколько в ГДР получает научный работник и сколько у нас…
А вот там в Берлине даже телевизоры Шарп в свободной продаже стоят…
Квартиры у них – у каждой лоджия закрытая, еще в подвале кладовка – а у нас…
Зам декана себе командировку в Японию на симпозиума пробил, сволочь…
Надо ту дубленку все‑таки купить, дешевле уже не будет…
Репетициями доберу…
Все это говорилось с какой‑то обыденной, застарелой озлобленностью, причем совершенно не стеснялись тут же находящегося ребенка. Интересно, а какой вырастет эта девочка? Жадной, циничной мегерой?
Он слез с полки, пошел в тамбур, якобы покурить. Эти – притихли, как будто догадались, что он слушал.
Николай про себя усмехнулся – наверное, сейчас думают про себя, не стукач ли. Боятся…
И пусть – боятся…
Поезд громыхал на стыках, подходя к какой‑то станции.
…
Он проголодался. Решил сходить в вагон‑ресторан, он был за два вагона от них.
В вагоне‑ресторане никто и ничто не привлекло его внимание, он заказал, расплатился. Когда доедал бутерброд – с другой стороны состава в вагон‑ресторан зашли двое. Мужчина – аккуратные усики, лет сорока, похож на чиновника – и с ним женщина. Ростом с него, то есть метр восемьдесят, блондинка, короткая модная стрижка. И хотя вели они себя совершенно естественно, на него не обращали никакого внимания – наигранность он почувствовал.
…
Перед Прагой – он пошел к проводнице, осведомился, сколько стоим. Сказал, что пойдет, сигарет купит, спросил, продают ли за рубли.
Проводница сказала, что нет.
Он пошел в тамбур, при нем не было никаких вещей.
Вышла проводница, открыла дверь, выглянула. Жесткий перестук колес – поезд проходил одну стрелку за другой.
А вот теперь пора!
Проводница, как и было положено, стояла в открытой двери, он максимально вежливо отстранил ее и прыгнул на перрон Праги‑главной с быстро замедляющего ход поезда.
– Мужчина! – ветер и грохот колес заглушили возмущенный крик.
На женщину, слава Богу, не похож…
Прага‑главная встретила высоченной стеной – благо скорый поезд приходил на первый путь. Он побежал по направлению к багажному отделению – оно было ближе.
Praga‑Hlavny.
Если и встречают – что маловероятно – они не успели связаться с теми, кто в поезде. Но скорее всего не встречают.
Шарахнувшись от кого‑то, он влетел в длинный, гулкий подземный переход, ведущий от путей прямо в город. За спиной визгнуло, пронзительно заскрипело железо – кто‑то сдернул стоп‑кран, но было уже поздно.
Ушел…
Берлин‑Прага. 11 марта 1989 года
Сэр Колин прибыл в Прагу снова вполне официально – по своему паспорту, вместе с туристами.
Он вспомнил по пути из аэропорта другой визит в страну социалистического лагеря, много лет назад, в Бухарест. Он туда прилетел на самом деле как турист, ну и… осмотреться. Его поселили в старом отеле, там было полно прислуги, которая все время пыталась им что‑то продать за иностранную валюту. Как то раз он вошел в номер и обнаружил там незнакомую симпатичную женщину с бутылкой шампанского, которое она попыталась ему продать. Шампанское было местным, то есть плохим – и он вежливо но твердо отказался. Женщина рассмеялась и сказала – дурачок, в цену вхожу так же и я…
Восточная Европа, как она есть.
Прага встретила брусчаткой, перестуком старых трамваев, темными стенами старого города. В отличие от многих других городов в этих местах – Праге удалось уцелеть во Второй мировой, ее не разнесли артиллерией ни немцы ни союзники, в отличие от Варшавы, к примеру, которую просто стерли с лица земли, или Будапешту, бои в котором продолжались более ста суток. Потому здесь сохранился старый ансамбль средневекового города, который местные власти не успели слишком изуродовать бетонными курятниками. Причина проста – не слишком то много денег.
Тем не менее, русские сделали Праге подарок – метро. Конечно, не такое как в Москве, там станции предназначены для спасения населения в случае ядерной войны. Но в Праге были уже две линии метро, почти все станции неглубокого залегания и планировали строить еще.
Так что до гостиницы – сэр Колин поехал именно на метро.
…
В киоске в гостинице сэр Колин купил газету «Вечерная Прага». Полистал ее… в отличие от коммунистических газет в ней была реклама. Где же… ага, вот.
Богемский хрусталь. Сертификат подлинности.
Сэр Колин поменял у портье мелочь и пошел к телефону‑автомату.
…
Номер сохранял остатки былой, австро‑венгерской роскоши, хотя все это было уже не то. От былой империи осталось само здание, осталась часть мебели, тяжелой, деревянной, солидной. На столике диссонансом был пластиковый дешевый телефон, еще и красного цвета.
[1] Виндобона – «топовый» поезд железных дорог ГДР, маршрутом Берлин‑Прага‑Братислава‑Вена. Наподобие нашего ЭР‑200 курсировавшего между Москвой и Ленинградом. Назван в честь первого поселения первобытных людей на месте современной Вены. Его всегда водили самые скоростные локомотивы. Отменен с декабря 2014 года (и жаль).