Поперечный элемент
– У меня никаких симптомов нет, кроме ненависти к людям. Хотя это, скорее, особенности личности.
– Попытайтесь охарактеризовать ваше состояние психики на данный момент одним словом.
– Усталость.
– Усталость, обречённость, бессмысленность – всё это не особенности характера. Потеря интересов, отсутствие причин радости, расстройство сна и аппетита являются симптомами тяжелой болезни психики. Всё это – выраженная форма депрессии.
– У меня депрессия?
– Депрессия – одно из состояний вашего заболевания. На момент поступления к нам у вас были абсолютно противоположные симптомы. Гиперактивность, ослабленный самоконтроль, враждебность, агрессивность, высокая конфликтность.
– Хотите сказать, у меня раздвоение личности?
– Нет, не хочу, личность у вас цельная. А вот болезнь – двоякая. Биполярное аффективное расстройство. Иными словами, маниакально‑депрессивный психоз. Эпизоды мании и депрессии сменяют друг друга.
– Звучит устрашающе, – прохладно заметила Аделина.
– Ничего страшного в этом нет. Медицина в данной области продвинулась достаточно далеко, чтобы можно было без затруднений купировать симптомы и стабилизировать состояние. Но для достижения результата вы должны сами принимать непосредственное участие в лечении. Это значит: соблюдать распорядок дня, принимать назначенные препараты, неукоснительно следовать инструкциям и предписаниям врача. На всём протяжении нахождения здесь. От точного выполнения рекомендаций зависит, во‑первых, срок лечения. Во‑вторых, качество терапии. И, в‑третьих, возможность рецидива. Вы хотите выздороветь?
– Я случайно попала к вам, а теперь оказывается, что у меня сложновыговариваемый заумный диагноз, требующий строгого обязательного лечения. Да уж, – недовольна цокнула.
– Нельзя сказать, что к нам вы попали случайно. Вы были недобровольно госпитализированы по причине поведения, представляющего угрозу жизни и здоровью граждан. Болезнь прогрессировала много лет и наконец настал момент, когда её течение вышло из‑под контроля. Госпитализация стала лучшим вариантом помощи. Неизвестно, чем бы всё могло обернуться, если бы вы продолжали болеть в незнании.
– Значит, поэтому моё настроение так скачет, из крайности в крайность?
– Безусловно.
– Доктор, в чём же тогда смысл моих знаний, если в глазах других я больная? Как я могу на каждом углу кричать о правде своих знаний, если все будут знать, что я психичка?
– Вы не психичка, а заболевшая. Все болеют и всегда болели, и всегда будут болеть. Это аксиома. Когда вы вылечитесь, вам не захочется на каждом углу кричать. Вы сможете себя контролировать, взглянёте на мир по‑другому.
– Думаете, мои знания – тоже диагноз?
– Каким образом вам когда‑либо приходилось убеждаться, что ваши «знания» правдивы? – вместо ответа спросил врач.
– Мне не нужно убеждаться, я знаю и так.
– Разумеется. Но всё‑таки, какое‑нибудь реальное подтверждение в реальной жизни вы можете припомнить?
– Нужно подумать.
– Мы не торопимся.
Аделина раздраженно вздохнула.
– Если я не могу вспомнить, это ещё не значит, что мои знания – неправда.
– Я этого не говорил. Когда человек несёт в массы какую‑либо информацию, совершенно справедливо, что люди хотят подтверждения её достоверности. И гораздо честнее, когда сам этот человек в достоверности своей информации уверен. Мне важно понять, честны ли вы с людьми и с собой в первую очередь. Насколько вы честны с собой? Готовы ли предоставить неоспоримые аргументы, подтверждающие истинность?
– Вся правда в моей голове. Я же не могу впустить вас в свою голову, чтобы вы поняли.
– Дело в том, что пока правда находится внутри вашей головы, она теряет всякую объективность. Остаётся только вашей правдой и больше ничьей.
– А для меня нет надобности кому‑то что‑то доказывать, – огрызнулась пациентка.
– И напрасно. Чтобы быть честной с самой собой, прежде всего вы себе должны доказать истинность ваших знаний. Разумно, логически, фактически. Как иначе не сомневаться в себе и своих силах?
– Но я же и так знаю.
– Или думаете, что знаете. Ни один сумасшедший не признается в своем сумасшествии, знаете такое выражение? Если вы здоровы и действительно обладаете уникальными способностями, доказать свою правду не составит труда, верно? Для индивида с интеллектом мало одного чувства уверенности в своей правоте. Нужны факты, аргументы, объективные подтверждения.
Аделина вяло пожала плечами, но промолчала. Психиатр выждал паузу и продолжил.
– Вчера вы сказали, что люди вас не любят. Как думаете, почему к вам так относятся?
– Потому что я ненавижу людей и не пытаюсь этого скрывать, – вдруг ответила резко, напряглась, подалась вперед. – Во мне нет сострадания к их бедам и несчастьям, нет жалости к увечьям или тяжёлой судьбе. Вот если, к примеру, человек – инвалид. С чего он взял, что все вокруг ему обязаны? С чего это я должна пропускать его вне очереди? Его личные проблемы меня не касаются, его переживания меня не трогают. Он заслужил то, что с ним произошло. Ничего не даётся в жизни просто так.
– Как правило, люди получают увечья по обстоятельствам от них не зависящим.
– Э нет! – скривившись, мотнула головой. – Так не бывает. Все зависит от самих людей, от их мыслей, образа жизни и поступков в прошлом.
– То есть, чем больше у человека грехов – назовём это так – тем суровее будет обходиться с ним жизнь, я правильно понимаю?
– Никто не уйдёт от вселенской расплаты.
– Почему же тогда подавляющее большинство – без увечий? Ведь, по вашим словам, почти все люди плохие?
– Увечья многих не разглядеть обычным взглядом, они изувечены внутри.
– Это как?
– Ну, морально. Их увечат обстоятельства: смерти близких, унижения, вечное невезение, отсутствие денег, болезни, – неохотно принялась объяснять пациентка. – У кого‑то отсутствует нога, рука, почка, а у кого‑то – совесть, сострадание, любовь, доброта. Список можно продолжать бесконечно. Все эти понятия окружающим нельзя увидеть в человеке с первого взгляда. Но если человек не умеет любить, не знает, как протянуть руку помощи нуждающемуся, если его не волнуют чувства других – он такой же инвалид, как и те, кому что‑то ампутировали. Только пособий ему никто, конечно, не назначит, да и в очереди не пропустит.
– То есть, если вы сами лишены сострадания, доброты и любви к людям, то, по вашей логике, вы тоже инвалид?
– Нет, я не лишена ни сострадания, ни любви, ни доброты. Но проявляю их только к тем, кто этого заслуживает.