Профайлер
– А, это ты! Заходи‑заходи.
– Я вас не отвлекаю?
– Нисколько. Воды?
– Да. Спасибо.
– Книги прочитал?
– Да, я в общем‑то пришел их отдать…
– И как тебе? Что‑то понял?
– Немного. Они сложные.
– Это нормально. Книги и правда сложноваты для тебя. Как дела в последние дни?
– Хорошо.
– С виду не скажешь… То же самое, что раньше? Тот страх?
– Ну… да.
– Может, тогда расскажешь, чего ты боишься?
Нет ответа.
– Посмотри на меня. Надеюсь, ты мне доверяешь. Я могу тебе помочь.
Студент вздохнул.
– Ладно. Я… я боюсь переклички.
– Переклички?
– Странно, правда же?
– Да нет, ничего странного. Я как‑то знавал парня, который боялся в одиночку переходить по мосту.
– Серьезно? Боялся мостов?
– Именно. А потом и по узким улицам отказался ходить один. Пришлось жене его сопровождать.
– Но почему? Это тоже такая фобия?
– Совершенно верно. По сути, еще одно проявление агорафобии. С младенчества его баловали. Все делали за него, а после свадьбы он полностью полагался на жену. Так у него развилась подсознательная потребность находиться с ней рядом, как у ребенка. Но сознание отказывалось признавать такую инфантильность, поэтому агорафобия стала для него способом принудить жену никуда не отходить.
– Его удалось вылечить?
– Удалось. С применением медикаментозных препаратов и поведенческой терапии. Теперь он полностью здоров.
– Значит, чтобы поправиться, ему понадобились лекарства?
– Конечно. Так как насчет тебя? Расскажешь, почему ты боишься перекличек?
– Честно говоря, я и сам не знаю.
– Серьезно? В таком случае, когда ты начал бояться?
– Хм… и этого я не помню. Простите.
– Не беспокойся. Давай, ляг на кушетку. Как тебе, удобно?
– Да, очень удобно.
– Хочешь послушать музыку?
– Хорошо.
– Сначала вот это.
Комнату наполнили звуки «Колыбельной» Моцарта. Следующим шел «Сон в летнюю ночь» Мендельсона. Потом – «Утраченное время» Цай Чин[1].
– От какой расслабляешься больше?
– От последней. Первые две я не понял.
– Хорошо. Сколько пар у тебя было сегодня?
– Что? Ах, пар… две.
– А что ты делал потом?
– Играл в баскетбол.
– Насыщенный день. Ты чувствуешь усталость?
– Немного.
– Очень хорошо. Я хочу, чтобы ты представил, как расслабляешься. Слушай каждое мое слово. Сначала ляг как можно удобнее. Постарайся расслабить все тело и начинай глубоко дышать.
– Вот так?
– Да, очень, очень хорошо. Дыши медленно, как сейчас. Теперь еще раз. Сделай глубокий вдох, потом выдохни. Отлично. Где тебе приятнее всего находиться?
– Хм… наверное, на пляже.
– Прекрасно. Тогда представь, что прямо сейчас ты лежишь на пляже. Дует легкий ветерок, он так приятно освежает… Волны равномерно накатывают на берег. Ш‑ш‑ш, ш‑ш‑ш, вот так, одна за другой… Твой ум спокоен. Спокоен? Очень хорошо. Направляй его в разные части своего тела. Сначала в голову – голова успокаивается. Теперь в грудь и спину – тело успокаивается. Дыхание становится легче и легче. Теперь руки – расслабляются руки. Потом ноги – расслабляются и успокаиваются. Все тело расслабляется, отдыхает. Хорошо. Как ты чувствуешь себя теперь?
– Очень… очень приятно. И в голове так… так легко. Все тело словно… словно белый огонек.
Голос его был тихим, как будто каждое слово требовало усилий.
– Отлично. Спокойно насладись этим.
Прошло пять минут.
– Итак. Сейчас я начну медленно считать от одного до десяти. Когда дойду до десяти, твое подсознание вернется в прошлое, к событию, которое оказало на тебя большое влияние. При счете десять, что бы ты ни увидел или ни почувствовал, ты опишешь это вслух. Потом, если это событие счастливое, запомнишь его, а если нет – забудешь. Договорились?
Студент медленно кивнул.
– Тогда начинаем. Один… два… три… четыре… пять… шесть… семь… восемь… девять… десять.
Глаза студента внезапно быстро задергались под прикрытыми веками. Мужчина улыбнулся. Очень хорошо. Значит, подсознание начало выдавать ему информацию.
– Мы у нас во дворе. Пахнет жареной саранчой. Отец привез меня домой на велосипеде. Мне надо доделать домашнее задание, чтобы пойти играть… Деревянный пистолет… Гораздо круче, чем у Большого Мена.
«Значит, в воспоминании он не старше десяти лет», – заметил мужчина про себя.
– Я в песочнице, лежу с игрушечным пулеметом. Мы с ребятами играем в войну.
[1] Цай Чин (р. 1933) – китайская актриса, певица, режиссер, педагог и автор.