Просветлённая обезьяна
Пустые тропы
На следующий день я собирался двинуть дальше, но Агами настояла, чтобы я остался. Она была красивой, а я падким и наивным, поэтому долго меня упрашивать не пришлось. Ещё и палатку было лень собирать. Решил остаться.
До полудня люди занимались разными делами: кто‑то играл в бадминтон, кто‑то на музыкальных инструментах, кто‑то просто читал. Я обратил внимание, что в лагере совершенно нет людей, балующихся алкоголем.
Оказалось, что в лагере категорически не приветствовалось распитие спиртных напитков и употребление прочих дурманящих средств. Людей, которые их с собой приносили, настоятельно просили уйти. Узнав об этом, я обрадовался, что нахожусь среди людей, которые живут и наслаждаются жизнью, не прибегая к деструктивным (но иногда авантюрным) методам досуга.
После полудня в одном из просторных шатров начали собираться люди. Они расположились на подушках и ковриках, образовав круг. Кто‑то лежал, кто‑то сидел с блокнотом и ручкой, приготовившись записывать. Среди них я увидел Розу и Боно, который махнул нам с Агами рукой. Мы подошли и сели рядом с ними.
– Это группа анонимных алкоголиков? – спросил я.
Роза посмотрела на меня так, будто я тупой.
– Наверное, – усмехнувшись, ответил Боно.
Роза отвернулась, закатив глаза.
– Они хотят послушать его, – сказала Агами, показав на мужика, сидевшего в центре и общавшегося с людьми.
Мужик был вполне обычным, лет пятидесяти, с подкачанными плечами, чёрными волосами и густыми бровями.
– А кто это? – спросил я.
– Его называют Маэстро, – ответила Агами. – Очень умный дядька.
Прозвучал громкий удар гонга. В шатре стало тихо. Люди просто сидели и ничего не делали. Кто‑то закрыл глаза. Я крутил головой и осматривался. Агами сидела молча, как и все остальные. Переглянувшись с Боно, мы пожали плечами. Тишина продлилась несколько минут, пока одна женщина не начала громко смеяться. Следом за ней рассмеялись ещё несколько человек, спустя мгновение смеялись все. Я тоже смеялся, правда, не понимая над чем.
Когда смех стих, Маэстро спросил:
– У кого‑нибудь есть вопросы? Или пожелания?
Одна девушка встала и начала говорить:
– Я ещё вчера хотела спросить, но как‑то не решалась.
– Молодец, что решилась, – подбодрил Маэстро. – Не бойся спрашивать.
– Раньше я часто ходила в гости к дедушке и бабушке. Когда умерла бабушка, он остался один. Мы очень сдружились с ним за пару лет. А когда дедушки не стало, я пошла в сторону его дома обычным путём и поняла, что эта дорога теперь не имеет смысла. Раньше я сознательно шла к дедушке, а теперь понимаю, что его там нет…
– Тропа опустела, – сказал Маэстро. – Тропа всегда была пустой, пустой для смысла. Представь, сколько существует троп, о которых ты даже не знаешь. Тропа всегда была бессмысленной. Твой дедушка был наделён смыслом для тебя. Но это смысл, которого нет и никогда не было.
– Теперь какая‑то пустота, – тоскливо сказала девушка.
– Пустота всегда будет возвращать тебя. Пустота была в тебе всегда. С самого твоего детства. Когда ты родилась, ты не знала своего дедушку, ты познакомилась с ним потом. И на какое‑то время он заполнил эту пустоту. А теперь его нет, а пустота вернулась. Пустота – это всего лишь слово, которое означает отсутствие чего‑либо. Отсутствие привязанности, отсутствие зависимости, отсутствие реакции.
– Я думала об этом. Мне хотелось заполнить эту пустоту. Но что значит «заполнить пустоту»?
– Ничего. Мы всё равно в неё вернёмся, когда умрём. Можно перестать обращать внимание на эту пустоту. Можно употреблять вещества, которые вызовут у вас различные ощущения. Но заполнить её…
Маэстро задумался, глядя на собравшихся, затем продолжил:
– Представьте банку, которая летает в невесомости, в вакууме, в пустоте. Наполнить такую банку водой будет очень тяжело. Вам придётся хватать летающие пузырьки и засовывать их в банку. Вам придётся приложить усилия, чтобы заполнить пустоту в банке. Попытки заполнить пустоту – это попытки поймать пузырьки в невесомости.
Собравшиеся усмехнулись.
– Но когда вы спуститесь на Землю, вы поймёте, что здесь банка не может быть пустой. Сначала её наполнит воздух. Если вы этого не заметите и попробуете налить в неё воды, вы увидите, что вода не разлетается пузырьками, а находится в банке. Но банка заполнена благодаря силам, которые действуют на нашей планете.
Маэстро молча посмотрел на всех. Боно слушал его с искренним интересом.
– Всё относительно, – сказал Маэстро. – Для тебя тропинка к твоему дедушке имела смысл. Но ты не оплакиваешь каждого дедушку, который умирает. Ты не ходишь ко всем бабушкам и дедушкам, это пустые тропы. Просто у тебя есть сила привязанности к твоему дедушке. Но она относительна и есть только у тебя. Поверь, никто из нас не скучает по твоему дедушке, как ты.
Девушка улыбнулась.
– Отпустить – значит прекратить прикладывать усилие, – продолжил Маэстро.
– Это всё звучит как‑то… научно, что ли, – в изумлении прошептал Боно.
– А должно звучать так, будто я шарлатан? – спросил Маэстро, а остальные засмеялись. – Вы сами сюда пришли. Мы просто собрались, чтобы говорить, чтобы жить. Это место, откуда каждый может уйти и куда каждый может прийти. Наши родственники нам не принадлежат, мы не можем решать, когда им умирать. Мы переживаем не потому, что их нет, мы переживаем потому, что у нас нет возможности с ними увидеться.
– Иногда мне его не хватает, – продолжала девушка.
– Тебе не хватает. А ты представь, что твой дедушка там, где ему хорошо. А ты ходишь и думаешь: «Дедушка должен быть со мной, а не там, где он сейчас».
– Но он мёртв, как ему может быть хорошо?
– Но ему и не плохо. Ты пытаешься объяснить это определённым образом. В университете я дружил с одним учёным, однажды он сказал мне: «Просто представь, что я – это ты, воплотившееся в другой человеческой форме. Тогда все люди – просто один человек, имеющий множество воплощений». Правда, при этом он добавил: «Возможно, человечество – это огромный мозг, страдающий психозом, шизофренией. Наша планета должна сидеть в смирительной рубашке и ощущать безумие, которое мы порой творим».
Кто‑то усмехнулся, кто‑то понимающе кивал, а кто‑то пристально смотрел на Маэстро, пытаясь его понять.
– Со мной примерно такой же парень учился, – сказал Боно.
– Что он говорил? – спросил Маэстро.
Остальные посмотрели на Боно, ожидая ответа.