LIB.SU: ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Розовый кокон. Следствие ведёт Рязанцева

Знает и применяет эти знания. И у него получается. Опыт – великое дело! А опыт, помноженный на знания, – это… верный путь к успеху, к достижению поставленной цели и тому, что к успеху прилагается.

Итак, конференция! Есть ли благородней задача у воспитателя, чем защита детства? Да! Пожалуй, именно с этой фразы он и начнёт своё выступление.

Теперь немного развить эту мысль красивыми фразами.

Он вынырнул из‑за стола и подошёл к зеркалу. Нужен костюм. Но без галстука. И ворот расстегнуть, чтоб не слишком сухо, не слишком помпезно выглядело. Но и не чересчур фамильярно. Скажем, по‑свойски, но в рамках. Вроде как он и тут, и там. Промежуточное звено между воспитанником и педагогом. Нет, промежуточное звено – звучит не очень. Он не «между», он «над».

Но ничего, кроме звена, в голову не лезло. Ладно, над определением надо будет поработать.

«Я сумел полюбить их и дать им столько… Столько… И они смогут дать мне… Нет… „Мне“ – плохо. Дать обществу».

Он быстро вернулся к столу, схватил ручку и записал пришедшие в голову слова. Насчёт «столько» потом додумаю и вставлю.

Снова вернулся к зеркалу. Нет, не годится, лицо слишком напряжено, надо расслабить, чтоб выглядело так, будто ты не на конференции с докладом выступаешь, а делишься опытом с приятелями. Чтоб располагало и вызывало доверие. Можно ещё слегка улыбаться в паузах.

«Я сумел превратить учебный процесс из обычной зубрёжки в игру».

Да, так хорошо. Про зубрёжку звучит весело, по‑детски, по‑школьному. Это должно понравиться, не дать им уснуть.

«Я разработал собственную методику по обучению отстающих детей, детей со сложной психикой, детей, которые были не в состоянии освоить программу средней школы, детей, на которых махнули рукой даже собственные родители». Очень хорошо. Трогательно. И благородно.

Так. Что дальше? Можно немного подробностей, например, про дополнительные занятия, и вообще деталей должно быть достаточно, чтобы создать впечатление научного подхода к вопросу. Его метод – это синтез дисциплины и психологии, теории и практики, медицины и образования. Это будет самая объёмная часть его выступления. Тут он развернётся.

Ладно, что в конце? В завершении надо рассказать о достигнутом результате. А результат такой: даже самые безнадёжные из его воспитанников благодаря выработанной им методе в короткие сроки успели догнать своих сверстников. Отстающие стали вровень с успевающими. Эксперимент удался! Виват! Он автор прогрессивной методики обучения трудных детей.

 

***

Круглый зальчик с выходом в зимний сад. Назвать это зимним садом язык не поворачивается, но у заведующей учебной частью школы‑интерната для трудных подростков повернулся. Три кадушки. В одной – фикус Бенджамина, в другой – бесплодный лимон, «если листочки потереть – пахнет» – звучит убедительно, в третьей – огромная диффенбахия с листьями‑лопухами. Стоящий в углу на футляре баян выглядит устрашающе. Может, потому, что сам футляр напоминает гроб. На стене доска с фотографиями воспитанников, над ними чьё‑то высказывание про открытые, любящие сердца, про жизнь, которая никогда не кончается. Совершенная ахинея.

Заведующая учебной частью Мириам Авесаломовна усаживается в квадратное, местами истёртое до дерева кресло, рукой предлагает гостье такое же рядом.

– А это не опасно? Диффенбахия – ядовитый цветок, после него надо руки мыть, а у вас детки… Ну, такие… – Алёна Одарёнова подбирает определение потактичней. – непослушные. – Они знают, что он ядовитый?

– Нет, конечно. Если я им скажу, что он ядовитый, то они тут же это проверят. Начнут обдирать, жевать и друг другу в еду подкладывать.

– А если случайно… Кто‑нибудь лист сорвёт… – Одарёнова тоскливо посмотрела на плотно закрытую форточку. – «Эта старая кошёлка нафигачилась дезодорантом, будто ассенизатор. До такой степени, что даже запах собственных любимых духов раздражает».

– Ой, я вас умоляю, ну даже если сорвёт, даже если руки после этого не помоет, ну что случится? Живот поболит и перестанет. Наука будет. Да и не так уж он ядовит, как говорят. У меня дома кошка его ест постоянно, и ничего, носится по квартире, как угорелая. – Заведующая сунула руку в карман, порыскала, не нашла, сунула в другой. – Очки… Чёрт возьми! Надо было взять их с собой. Без них я слепа, как крот. Ну да ладно. – Поправила вырез синего кардигана, пригладила жиденькие немытые волосёнки. – Хотите знать, что это было? – продолжила начатый ещё в коридоре и прерванный диффенбахией разговор. – Зависть! Вот что это было. Натуральная зависть!

– Кого?

– Коллег, разумеется. Менее одарённых, менее удачливых.

– Но ведь выводы сделала медицинская комиссия, они провели обследование и предоставили отчёт…

– Ну вы‑то журналист, вы же прекрасно знаете, как это делается. Заказ! – взвизгнула Мириам Авесаломовна и поперхнулась. Прокашлявшись, продолжила: – Сальцов – выдающийся человек, учитель от Бога. Он поставил уникальный эксперимент. А главное – удачный. Но, видимо, не всем это понравилось.

– Вы кого‑то конкретно имеете в виду? Можете назвать фамилии? – Алёна откинула обложку блокнота, отцепила от неё ручку, приготовилась записывать.

– Ну нет, фамилии я называть не буду. Во‑первых, мне ещё здесь работать, во‑вторых… Впрочем, и первого достаточно. Вы, пожалуйста, если будете освещать эту информацию, не ссылайтесь на меня. Я только наводку вам даю, подсказываю, откуда могло исходить недовольство, где и в каком направлении вам дальше искать, а так‑то доказательств у меня нет.

– А что, собственно, произошло, можете рассказать?

– Ну, как это бывает? Неожиданно нагрянула комиссия, обследовалА детей, у восьмерых выявили отклонения с задержкой в развитии, всех их настоятельно рекомендовали перевести в соответствующее заведение для умственно отсталых детей. Всё! Эксперимент сорвали. Чего и добивались завистники! Мало того, ещё и сплетни распустили.

– Какие сплетни? – Алёна заёрзала в предвкушении горячих фактов, которые всегда просачиваются в народ в виде слухов.

– Ну… А что у вас в сумочке? – насторожилась Мириам Авесаломовна.

– В смысле? – растерялась Одарёнова.

– Вы случайно наш разговор не записываете? Может, у вас в сумочке диктофон?

– Нет. Ну что вы. Нет у меня диктофона. – Алёна поспешила распахнуть сумочку и продемонстрировать её содержимое. – За кого вы меня принимаете. Мы же договорились, что разговор конфиденциальный, тет‑а‑тет. А я своей журналистской репутацией дорожу. Не бойтесь, всё, что вы скажете, останется между нами. Я провожу журналистское расследование и мне нужны факты, но мне надо знать, хотя бы в каком направлении рыть.

TOC