Сборник притч и рассказов
родина и здравый смысл
Во множестве точек твоих городов
Я высажен лилией в снег.
Измученный «правдой» покорных воров
И тяжестью вийских век.
Где ангелы бездны?
Где демон добра?
Сплелось всё в единую нить.
Но, главное, помнить, что по одному
Ни мне, ни тебе не прожить.
Тактика жизни
– Знаешь, почему Иисус всех простил?
– Почему?
– Иначе ему пришлось бы стать Сатаной.
Открытость к людям. Закрытость запрещена, потому что бессмысленна. Закрытость как результат потакания внутренним комплексам, с которыми современное общество боролось уже не менее двухсот лет. Поиск взаимодействия, естественно, по интересам. Иначе долго не протянешь, мирясь с чужими и не реализуя своих. Естественно, расширение круга общения. Попытки троллить, обидеть и критиковать (по существу и не очень) воспринимать как заслуженное признание. В любом случае, со временем станет ясно, пользу вы приносите или вред. Главное – делать то, что нравится. Даже еще важнее: просто делать.
С точки зрения открытой системы взаимодействующих субъектов и подсистем субъектов, содержащих хотя бы одного созидателя, вы в любом случае приносите пользу. Вы показываете (точнее, созидатель показывает путем высвечивания результатов ваших действий), как делать не надо.
В принципе, для существования естественной природной системы созидатель не нужен. В любом случае она будет существовать по заложенным в нее законам взаимодействия, время от времени «коллапсируя». А для искусственного управления системой (конечно, на основе законов взаимодействия, а точнее, их искусственного комбинирования) нужен созидатель. Кто‑то же должен осознавать, что происходит с системой взаимодействующих элементов, куда она движется, и как направлять взаимодействующие элементы для поддержания постоянного развития, избегая общего коллапса.
Картина утопической империи, не так ли? Некий вождь и искусственное насаждение жестких правил взаимодействия субъектов. Все во благо общества, и во благо субъекта. Но так ли это?
Дугласа учили, что субъектам свойственны две крайности. Крайность созидания и крайность распределения. Понятно, что непосредственно в носителе, т.е. субъекте, эти крайности в своем крайнем проявлении практически отсутствуют. Различие субъектов проявляется в их индивидуальной реакции на внешние возмущающие их воздействия.
Получается, что, если право субъекта на распределение заберет система субъектов, то есть государство, и оставит им только право созидать, со временем субъекты «отвыкнут» от распределения. Будут воспринимать это как что‑то несущественное, само собой разумеющееся и не смогут (в случае упадка государства) включиться в открытую структуру взаимодействия крупных подсистем субъектов.
Фактически эти субъекты «идеальны» только в случае определенных внешних факторов. Если внешние факторы меняются, субъекты перестают быть «идеальными» для этих новых внешних условий или правил игры, и им будет требоваться время для выработки иммунитета от негативных условий «свободного» распределения информации и выработки привычки, опираясь только на себя.
Эволюцию не обманешь. Старая, опытная стерва.
Если система состоит только из «созидателей», кто в такой системе будет распределять информацию? Сама она и будет. Только роли будут расписаны некими людьми, получившими власть в условиях предыдущего коллапса системы и сыгравшими естественную роль в поглощении недееспособного предыдущего режима.
Получается, что не система сама себя контролирует, а только несколько ее субъектов. Такая система способна существовать эффективно только при наличии внешних врагов. Объединились под единым флагом и отбили нападение врагов. Но при отсутствии врагов субъекты, осуществляющие контроль всей системы взаимодействующих субъектов, просто физически не могут удовлетворить потребности всех субъектов, эволюционная парадигма которых реализоваться в том или ином виде. И самое интересное – это не их задача. Их задача – поддерживать неразрывность взаимодействия всех субъектов системы через выработку равнозначных правил «игры» для всех.
Но люди есть люди. Высокомерие, зависть, алчность. Вот основные спутники человека. И если в истории появлялся лидер, как правило, во время очередного коллапса системы, его благодати хватало ненадолго, и животные качества человека всегда брали верх.
Мудрый Мартин, старый преподаватель Дугласа, говорил: «Вот представь себе дорогу, у которой две полосы. Машины по ней ездят в обе стороны. Все придерживаются правил дорожного движения, и возникает ощущение, что все работает само по себе. Внезапно с горы сходит оползень и заваливает одну полосу. Соответствующие службы, конечно, начинают убирать его последствия. Но пока его не убрали, проехать можно только по одной полосе. И здесь государство должно четко выдерживать условие неразрывности для всех участников. Пропускать, предположим, по десять машин с одной стороны и десять – с другой, в независимости от того, какую полосу завалило. И большинство водителей будет удовлетворено справедливым решением. Но всегда найдутся «особые» люди, которые думают, что лучше остальных. И эти люди всячески будут расшатывать систему через взятки, компромат, запугивания для того, чтобы иметь преимущества перед другими участниками.
И как бы мало не было камней и широка дорога, для этих людей получение превосходства любой ценой и есть главная цель в жизни.
В результате, условие неразрывности нарушается, и система начинает двигаться к коллапсу. Вспомним принцип «слуги и господина».
Хочешь быть лучшим? Заслужи через привнесение блага в виде эффективного расширения дороги или прогнозирования и предотвращения камнепада для всей системы субъектов, а не через лицемерное прикрытие лжи надуманной правдой или через откровенное запугивание без возможности выбора, кроме варианта «умереть».
Купирование подобных персонажей возможно только через систему общественного контроля, а не отдельными субъектами.