Убей меня, когда разлюбишь…
– Разошлись все по местам, – громко произнес он.
Ребята, как по команде, вскинули головы и быстро разбрелись по своим партам. Андрей Хмырев схватил телефон и, выключив звук, сунул его в карман брюк.
– Хмырь… кхм, – кашлянул Алексей, – Хмырев, откуда у тебя эта музыка?
– В интернете скачал, – недоуменно ответил подросток.
– Где?
– На «зайцах», – ответил пацан.
– А мать знает, что ты слушаешь такую музыку? – спросил учитель.
– Да она сама ее слушает, – хмыкнул парнишка, напрочь отбив желание у Долотова дальше задавать вопросы.
Вот об этом мечтал Алексей. Чтобы его рэп звучал из мобильных телефонов, из окон автомобилей, домов и квартир, во всех дворах и подворотнях, в ночных клубах страны. Как справится с нахлынувшими эмоциями, как прожить этот рабочий день до конца, когда ему хотелось поделиться с Коляном сумасшедшей новостью и от радости накуриться в хлам.
Глава 7
Всю неделю Алексей был как на иголках. Предстояло первое в его жизни сольное выступление, да еще сразу на таком уровне. Клуб Hip‑Hop Tusa был одним из самых популярных молодежных мест в городе. Конечно, Артем в телефонном разговоре поделился, мол, публика на ура восприняли его треки. Но Долотов понимал: то, что слушали люди в клубе, было хорошо сбалансированным миксом из треков, где звучало чистое исполнение. Живое выступление всегда отличается от записи и имеет какие‑то индивидуальные особенности, шероховатости. То ритм немного ускорится, то наоборот чуть замедлится, то мелодическое украшение добавится. Рэп‑музыка тем и отличается, что исполнитель читает вживую, под фонограмму играют только диджеи. Алексея страшно волновал вопрос: как пройдет его первый живой концерт? Он не боялся сцены и публики, он боялся другого – быть непризнанным.
Рабочая неделя перед выступлением показалась Алексею сущим адом. Ученики, словно с ума посходили, доводя его до белого каления. Но он стойко держал себя в руках. Долотов прекрасно их понимал, еще свежи его воспоминания о школьных годах.
Алексею всегда нравилось учиться, но школу он ненавидел всеми фибрами своей души. Причиной тому было не только непонимание со стороны сверстников, но и учителей. Он никогда не забудет свою учительницу по русскому языку и литературе. Слава богу, она уже не работает в школе. Ирину Петровну не интересовало, что Долотов запоем читает книги, сочиняет стихи, ей гораздо важней было дать ему задание нарисовать портрет Чехова. Когда Алексей возмутился, пытаясь объяснить преподавателю, что он и рисовать‑то толком не умеет, она влепила ему двойку, причем не только в дневник, но и в журнал. После таких выкрутасов у Долотова пропало желание ходить на ее уроки. Но даже это не смогло отбить у него любовь к чтению.
Алексею не хотелось скатываться до уровня тех учителей, которые срываются на крики и унижают детей. И если все же приходилось повысить голос, ему становилось невыносимо стыдно перед самим собой. Он рассуждал так: ты преподаватель и, как минимум, превосходишь ученика интеллектуально. Алексей старался изобретать такие способы наказания детей, которые не компрометировали бы его, как педагога. Двойки он ставил не просто так, а только за отсутствие знаний по предмету. И всегда старался вести себя с учениками наравне. Из‑за этого Алексей чувствовал уважение и любовь детей.
В тот день у него был урок истории в шестом классе. Долотов давно заметил, ученики начинают заниматься ерундой, когда он знакомит их с новой темой. Как не старался он преподнести интересно материал, все же Владимиру Корбуту не сиделось на месте. Мальчишка маялся, копался в телефоне, приставал к соседке по парте, оборачивался к ученикам сзади, строил рожицы и пытался смешить других детей.
– Корбут, вижу, тебе скучно? – обратился к нему Алексей.
Улыбка мгновенно слетела с лица подростка.
– Да, – потупив глаза, честно признался он.
– Окей, сейчас повеселимся, – кивнул Алексей и, обведя взглядом класс, поинтересовался: – Не возражаете?
– Нет, – хором ответили дети.
– Ну что ж, предлагаю сыграть в интеллектуальную викторину. Владимир, ты у нас претендуешь на знатока истории, так вот, я буду задавать тебе вопросы до тех пор, пока ты сможешь отвечать. Твоя судьба будет зависеть от того, на сколько вопросов ты сможешь дать ответ. Если сломаешься на двух‑трех – поставлю два балла, если продержишься дольше – освобожу класс от наказания. На ответ тебе дается одна минута. Услышу подсказки, сразу останавливаю игру и пишем самостоятельную работу. Согласны? – снова спросил учитель.
– Согласны, – ответили дети.
– Давай, Вован, не подведи, – раздался голос с последней парты.
– Поехали, – произнес Долотов и добавил: – Вопрос первый: в старину на Руси она считалась символом мужества, а вначале XVIII века за нее наказывали. Что это?
Парнишка задумался ненадолго, потом почесал затылок и радостно выпалил:
– Борода.
– Отлично, – похвалил Алексей и продолжил: – Идем дальше. Второй вопрос: в старинных рукописях это море часто называли Русским морем, так как там находилось огромное по тем временам количество русских судов. За выход к нему Россия воевала много раз, но вернула его только в XVIII веке. Как называется это море сейчас?
Владимир задумался не на шутку. Он закатил глаза к потолку, словно там был написан ответ, затем потер подбородок и в конечном итоге выдал:
– Черное.
– Прекрасно, – воскликнул Алексей, похвалив парня, – да я вижу, ты и впрямь знаток истории.
– Не сглазьте, Алексей Сергеевич, – произнесла одна из девчонок.
– Если человек знает материал, сглазить невозможно, – улыбнулся Долотов и продолжил: – Третий вопрос: их почетными прозвищами были: Благословенный, Освободитель, Миротворец. О ком речь?
Этот вопрос оказался для Владимира сложней, чем предыдущие. Но все же на последних секундах мальчишка дал ответ:
– Это были русские императоры: Александры, первый, второй, третий… Правильно?
– Вован, да ты красава, – улыбнулся Алексей и последовал четвертый вопрос: – У себя на родине они носили гордое имя «морских королей». Как их звали на Руси?
– Варягами, – мгновенно выкрикнул подросток.
– Вовка, я тобой уже горжусь, – поддержал учитель, продолжив викторину: – Что же, идем дальше: еще 250 лет назад за неимением спичек и зажигалок люди носили с собой три предмета для добывания огня. Какие?
– Огниво, кремень и трут, – выпалил на одном дыхании пацан.
– Молодец, Корбут, – поддержал класс, едва не аплодируя провинившемуся однокласснику.