Ближний круг. Пятый роман эпопеи «Противостояние»
Упоминание знакомого города – кольнуло в спину иглой. Кандагар был не в Пакистане – он был в Афганистане. Но Абу, неизвестно как оказавшийся в Ираке (наверное, как гастарбайтер) молодой парень из Северного Йемена – мог этого не знать…
– А что он там делает?
– Пишет – воюет. Говорит, платят очень хорошо.
Значит – началось опять…
– А с кем он воюет? И за что?
– Наверное, с неверными – простодушно ответил Абу
– Тогда послушайте, что я вам скажу – советским военным советникам во избежание были запрещены разговоры на религиозные темы, но он сдерживаться не собирался – Кандагар находится не в Пакистане, Кандагар находится в Афганистане – это раз. Два – неужели вы так ничего и не поняли. Вы не раз говорили мне о несправедливостях, с вами случившихся – а теперь подумайте, кто сделал это с вами? Не правоверные ли?
…
– Вера – дело каждого человека. И далеко не вера – определяет то, как к человеку надо относиться. Те, кто делали несправедливости – все они были правоверными, так? Но это не мешало им их делать
– Аллах их накажет… – сказал кто‑то
– Они не боятся наказания. Они делают то же самое раз за разом. И только когда вы установите справедливость – такую, какая нужна вам и вашему народу – только тогда все будет хорошо. Дело не в вере.
Все молчали.
– А в Афганистане – была справедливость? – спросил кто‑то
– Нет. Не было. Но это только потому, что такие как твой брат, Абу – взяли деньги и поехали мешать афганцам ее устанавливать.
Зашумели. Заспорили.
– Богатые – будь они правоверными или неверными – они вас покупают и заставляют за деньги сражаться одни против других. Как петухи на базарах – видели?
Молчание
– Но что же делать, устад? – спросил кто‑то, если денег совсем нет
– Сражаться против буржуев, против тех, кто творит несправедливость! – резко сказал Хусейн – эх, ты! Тебя в гости приняли, а ты..
– Я воин как и ты!
– Главное – не как сражаться, а за что! Тебе дадут деньги – и ты будешь сражаться против народа!
– Ах, ты!
Драку удалость растащить. Один из иракцев – выстрелил в воздух из пистолета – для порядка.
– Все мы люди… – сказал Николай – и справедливость у нас должна быть одна. Вы сами знаете, какая.
…
– … настоящая справедливость. Бедным людям – нечего делить. По обе стороны границы, по обе линии фронта. Это у богатых свои раздоры.
На обратном пути на базу – Хусейн пошел рядом с Николаем.
– Ты хорошо сказал, рафик Николай – сказал он, глаза его горячечно блестели в темноте, он и вправду верил.
– Я сказал правду, друг
– Этот Абу… он наверное шпион. Мы думаем его убить, он враг…
Николай обнял палестинца как друга, и они продолжали идти.
– Сколько я вам не говорю, а даже ты так ничему и не научился. Зачем его убивать? Потому что он думает по‑другому?
– Но он враг!
– Он заблуждается – терпеливо сказал Николай – но он такой же человек, как и ты. И тоже жаждет справедливости. Просто ищет ее не там.
– Но что же делать?
– Докажи ему, что он не прав. Убеди его. И сделаешь его другом. Это гораздо важнее – чтобы у тебя появился еще один друг, а у сопротивления – еще один боец. Если ты убьешь его, за него будут мстить. И это никогда не кончится, и вы не победите. Никогда.
Хусейн озадаченно молчал, переваривая сказанное.
– Знаешь устад – сказал он – ты все правильно говоришь, но это сложно сделать. Но я все равно попробую, может и получится. И знаешь, чего? Я не хочу больше ходить на политзанятия. И многие больше не хотят ходить. Там говорят такое, чего мы не понимаем. Ты объясняешь куда лучше.
Николай подумал – вот он и нажил еще одного врага. В виде офицера – политработника. Аллах свидетель, на него в аппарате ГВС – телег уже и так достаточно…
Саддам Хусейн
Ч. 2
Чтобы понимать, как молодой человек из отчаянно бедной семьи стал главой крупного и стратегически значимого на Востоке государства – надо понимать, что вообще происходило на Востоке в то время.